Уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Методика расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

Для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров на отдельные  товары могут быть установлены сезонные пошлины сроком до шести месяцев в году. В этом случае ставки таможенных пошлин не применяются.

В целях защиты экономических интересов  России к ввозимым товарам могут  временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и  компенсационные. Порядок формирования и применения особых пошлин оговаривается в ст. ст. 7 – 11 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере  организациями и физическими  лицами независимо от способа уклонения. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть различными. Практика таможенных органов свидетельствует о том, что наиболее распространенными способами совершения рассматриваемого преступления являются занижение стоимости товара, укрытие перемещаемого груза, предоставление недостоверной информации о его принадлежности или назначении. Нередко это преступление с объективной стороны выражается в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей, в представлении различных поддельных документов, позволяющих виновному получить тарифные льготы, и т.д. Размер уклонения определяется по сумме таможенных платежей, подлежащих взиманию (взысканию) либо взысканных в бесспорном порядке.

Одним из способов уклонения от уплаты таможенных платежей является перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых товаров.

Если стоимость перемещенных таким  способом товаров превышает пятьсот  минимальных размеров оплаты труда, содеянное виновным следует квалифицировать (в зависимости от суммы стоимости товаров) по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ч. 1 или 2 ст. 194 УК РФ. Содеянное при указанных выше обстоятельствах образует совокупность составов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, потому что перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недостоверным декларированием перемещаемых товаров является способом совершения контрабанды14.

Уголовная ответственность наступает  за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Согласно примечанию к статье 194 УК РФ размер неуплаты таможенных платежей считается  крупным, если он превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Неуплата таможенных платежей может выражаться в частичном или полном сокрытии объектов платежа, а также и в виде неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа.

Состав данного преступления сконструирован как материальный (в примечании к ст. 194 УК РФ говорится о стоимости неуплаченных таможенных платежей)15. Однако проф. Лопашенко Н.А. считает, что данный состав преступления – формальный16. Следует согласиться с точкой зрения авторов, которые отмечают, что общественная опасность исследуемого преступления состоит в нанесении ущерба финансовым интересам государства, в нарушении порядка уплаты таможенных платежей и порядка формирования доходной части государственного бюджета17.

Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей18. Согласно ст. 119 ТК таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. В литературе высказано суждение, что данное преступление считается оконченным в момент совершения действий (бездействия), состоящих в уклонении от уплаты таможенных платежей19. С этим мнением трудно согласиться из-за его нечеткости, а также потому, что такие действия могут свидетельствовать нередко лишь о покушении на преступление.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, обязанное уплачивать таможенные платежи. В соответствии со ст. 118 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом (декларирующим, представляющим и предъявляющим товары и транспортные средства от своего лица (брокер, посредник)), а также владельцем таможенного склада, магазина беспошлинной торговли либо иными перечисленными в Кодексе лицами либо руководителем юридических лиц20. Субъектом данного преступления может быть гражданин России, лицо без гражданства и гражданин иностранного государства.

Под декларантом понимаются лица, перемещающие товары, и таможенные брокеры (посредники), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (ст. 18 ТК). Круг иных лиц таможенным законодательством не определяется. К ним следует, например, относить лиц, которые приобретают в собственность других лиц товары и транспортные средства и ввозят их на таможенную территорию России, а также работников таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или  физического лица, характеризуется  умышленной виной. По этому вопросу  в литературе нет разноречий21. Большинство авторов утверждают, что рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность и уголовную противоправность своих действий (бездействия) и желает уклониться избранным им способом от уплаты таможенных платежей в крупном размере в своих интересах, интересах определенной организации или доверителя. В некоторых работах авторы не уточняют вид умысла. Например, А.М. Яковлев в учебнике по уголовному праву пишет: «С субъективной стороны преступление совершается умышленно, то есть виновный сознательно уклоняется от уплаты таможенных платежей, зная о крупном размере такой уплаты»22. Такой подход к характеристике субъективной стороны рассматриваемого преступления представляется неполным, а поэтому неудачным.

Совершение данного преступления с прямым умыслом предполагает, что  лицо осознает, что оно уклоняется от уплаты таких платежей в крупном либо особо крупном размере, по предварительному сговору с другими лицами, неоднократно и т.п. Целью виновного в совершении этого преступления является удержание в своем владении денежных средств в крупном размере, которые должны быть уплачены в качестве соответствующих таможенных платежей. Мотив и цель уклонения от уплаты таможенных платежей, как представляется, носят корыстный характер. Это преступление совершается, как правило, с заранее обдуманным умыслом. Умысел чаще определенный (конкретизированный). Совершение уклонения от уплаты таможенных платежей по неосторожности не образует состава рассматриваемого преступления. Если же лицо по своей инициативе после истечения срока уплаты таможенного платежа уплачивает последний в установленном размере, оно освобождается от уголовной ответственности на основании примечания 2 к ст. 198 УК Российской Федерации.

По своему содержанию эта статья охватывает преступления и в таможенной, и в налоговой сферах. Последнее проявляется в распространении примечания 2 к ст. 198 УК РФ на ст. 194, позволяющего освобождать от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее это преступление (в том числе и квалифицированное), если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Весьма велик объем правовых норм, восполняющих бланкетность нормы. Это таможенное, налоговое, гражданское, административное и иное законодательство, причем само соотношение и условия применения восполняющих норм во многом спорны.

Эффективное применение ст. 194 УК РФ требует  соблюдения следующих основных условий:

1) изучения фактических обстоятельств  незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами, явной заниженности таможенных платежей;

2) необходимости устанавливать:  а) правовой режим перемещаемых  предметов (товаров, автотранспортных  средств) именно применительно  к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение  действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

3) своевременности решения в интересах государства вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности лица по примечанию 2 к ст. 198 УК, если это может лучше защитить государственные интересы.

Цели криминализации уклонения  от уплаты таможенных платежей, которая была вначале осуществлена путем принятия ст. 162.6 УК РСФСР, а затем ст. 194 УК РФ, определялись новыми экономическими условиями. Государство должно было пресечь посягательства на сложную и разнообразную группу отношений, связанных с таможенной политикой. Ответственность за контрабанду, сохраняя свое значение как средства защиты интересов национальной безопасности, оказалась недостаточно эффективным орудием именно в экономической сфере, преимущественно связанной с реализацией таможенной политики.

Статья 194 УК РФ для этого установила ответственность лиц, которые хотя законно или с незначительными  нарушениями перемещали товары через  таможенную границу, не подпадая под  признаки субъекта контрабанды и  не нарушая интересов национальной безопасности, но, не уплачивая таможенные платежи, нарушали экономические интересы страны. Излишне широкое понимание деяний как контрабанды в ряде случаев может привести к необоснованному обвинению в отмывании денег.

Преступление нарушает отношения  в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права. Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

1 июля 2002 года было ознаменовано введением в действие двух новых кодифицированных актов: Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимость принятия указанных кодексов была обусловлена многими причинами. Достаточно упомянуть о том, что действовавшие до 1 июля 2002 года УПК РСФСР и КоАП РСФСР были приняты в 1960 г. и 1984 г. – соответственно – при другом политическом и социально-экономическом строе. Большое количество статей УПК РСФСР и КоАП РСФСР не соответствовало политическим и правовым реалиям сегодняшнего дня, нормы действовавших кодексов зачастую противоречили Конституции Российской Федерации, порождая неизбежные коллизии.

Принятие указанных основополагающих актов кардинальным образом меняет принципы и условия правоохранительной деятельности таможенных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. С одной стороны, таможенные органы – это, прежде всего органы дознания. С другой стороны, таможенными органами сформирована обширная правоприменительная практика по привлечению правонарушителей к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Борьба с таможенными правонарушениями, ответственность за которые была предусмотрена нормами главы 39 Таможенного  кодекса Российской Федерации  – одна из важнейших функций таможенных органов, осуществление которой требует высокого профессионализма и строжайшего соблюдения законности. Показатели таможенных органов по выявлению и пресечению НТП весьма значительны. Ежегодно только таможенными органами ЮТУ выявляется порядка 20 тысяч таможенных правонарушений; применяемые санкции составляют в совокупности суммы, исчисляемые сотнями миллионов рублей.

За годы работы по ТК РФ правоприменители обозначили ряд проблем в части  борьбы с нарушениями таможенных правил, решение которых лежало в законодательной плоскости. Все с надеждой ждали обновления действующего законодательства.

Однако принятие и введение в  действие нового КоАП России не означает решения всех проблемных вопросов. Законодатель не до конца учел специфику таможенных правонарушений, поставив таможенные органы в одинаковые условия административно-процессуальной деятельности с другими контролирующими и правоохранительными органами. А специфика эта заключается в постоянном перемещении, связанном с доставкой или транзитом через самую протяженную таможенную границу в мире, огромных по стоимости товаро-материальных ценностей; товаров и транспортных средств, среди которых перемещаются и непосредственные объекты (предметы) таможенных правонарушений.

Так или иначе, факт обновления законодательства свершился, и мы должны быть готовы к тому, что дальнейшая правоприменительная деятельность обозначит перед нами новые вопросы и задачи, требующие оперативного и грамотного разрешения.

Самое главное сейчас – это конструктивный подход, предполагающий внимательное отношение к изучению новых теоретических основ, их осмысление и проведение эффективной подготовительной работы по преодолению возможных негативных последствий, изменение некоторых принципиальных положений об ответственности за НТП.

Прежде всего, необходимо отметить, что отныне, с 1 июля 2002 г., правоприменитель, будь то сотрудник таможенного органа, прокурор или судья, должен будет оперировать как минимум двумя кодексами: КоАП России, который устанавливает ответственность за нарушения таможенных правил, и Таможенным кодексом РФ, который устанавливает собственно эти самые правила.

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей