Уголовно-правовой анализ террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:28, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Складывающиеся в последние годы в Российской Федерации очень тревожные и опасные тенденции развития терроризма сделали ее одной из самых сложных проблем нашего общества. Существенный рост таких преступлений, как террористический акт, захват заложника, посягательство на жизнь и здоровье представителей органов государственной власти, финансовых промышленных структур, общественных деятелей, журналистов и рядовых граждан, вселяет в людей чувство страха, неуверенности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
1.1. Общественная безопасность как объект преступного посягательства …………………………………………………….…………. 5
1.2. Объективная сторона террористического акта ……….………….. 15
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
2.1. Субъект преступления …………………………………………….. 36
2.2. Субъективная сторона преступления …………………………….. 46
ГЛАВА 3. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ. ОСНОВАНИЕ
И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1. Применение санкций к виновным в террористическом акте …… 57
3.2. Основания и условия освобождения от уголовной
ответственности ………………………………………………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………….....73

Файлы: 1 файл

Диплом терроризм.doc

— 330.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра криминалистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (ст. 205 УК РФ)

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент курса ФЗО

 

 

 

 

 

К защите допущена:

Научный руководитель:

Начальник кафедры

уголовного права

к.ю.н., доцент  ___________________М.Ф. Костюк

Преподаватель кафедры

уголовного права

 

«___» _______________ 2009 г.

 

 

Дата защиты:

 

«___» _______________ 2009 г.

 

 

 

 

Подписи членов ГАК:

Оценка:

 

 

Уфа – 2009

 

 

 

ПЛАН:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

1.1. Общественная безопасность как объект преступного посягательства …………………………………………………….………….   5

1.2. Объективная сторона террористического акта ……….………….. 15

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

2.1. Субъект преступления …………………………………………….. 36

2.2. Субъективная сторона преступления …………………………….. 46

ГЛАВА 3. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ. ОСНОВАНИЕ

И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

3.1. Применение санкций к виновным в террористическом акте …… 57

3.2. Основания и условия освобождения от уголовной

ответственности ………………………………………………………………62

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………….....73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Складывающиеся в последние годы в Российской Федерации очень тревожные и опасные тенденции развития терроризма сделали ее одной из самых сложных проблем нашего общества. Существенный рост таких преступлений, как террористический акт, захват заложника, посягательство на жизнь и здоровье представителей органов государственной власти, финансовых промышленных структур, общественных деятелей, журналистов и рядовых граждан, вселяет в людей чувство страха, неуверенности. Особое беспокойство в обществе вызывают участившиеся акты терроризма с применением взрывных устройств в многолюдных местах, когда гибнут и получают увечья ни в чем не повинные люди и очень часто дети. Свидетельством тому могут служить события на Котляковском кладбище, в городах Каспийске, Буйнакске, Москве, Волгодонске. Безнаказанность преступников, часто связанная с низкой раскрываемостью преступлений подобного рода, усугубляет положение, расширяет круг лиц, потенциально готовых к совершению актов терроризма.

Все это происходит на фоне ухудшения социально-экономических, идеологических, геополитических позиций России, увеличивающегося незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществ. Терроризм становится одной из основных угроз безопасности и территориальной целостности России, ее экономической и политической стабильности, развитию демократических реформ.

Принятие Федерального закона РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», изменения, внесенные в связи с этим в уголовное законодательство, в частности, в ст. 205 УК РФ (от 27 июля 2006 г.), отсутствие руководящих разъяснений Пленума Верховного суда РФ указывают в своей совокупности на актуальность данной темы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением и реализацией уголовной ответственности за совершение террористического акта.

Предметом исследования является современное и ранее действовавшее отечественное и зарубежное уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за террористический акт.

Цель данного исследования: изучение и анализ теоретических вопросов, связанных с уголовной ответственностью за террористический акт.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1.       Дать уголовно-правовую объективных и субъективных признаков террористического акта;

2.       Рассмотреть вопрос назначения наказания за террористический акт;

3.       Проанализировать основания и условия освобождения от уголовной ответственности;

4.       Внести предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства о террористическом акте.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

 

1.1.           Общественная безопасность как объект преступного посягательства

 

Федеральным законом России от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» глава 10 УК РСФСР «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» была дополнена статьей 2131, предусматривающей ответственность за терроризм. Одновременно этим же Законом была изменена редакция ст. 66 УК РСФСР (террористический акт), ст. 68 (диверсия) из УК исключена и дополнена ст. 2134 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Данные изменения и дополнения свидетельствовали о комплексном подходе законодателя к проблеме борьбы с терроризмом.

Уголовный кодекс РФ 1996 года состав статьи, предусматривающей ответственность за террористический акт, также отнес к группе преступлений против общественной безопасности. В указанную группу, помимо ст.205 УК (террористический акт), включены еще и статьи 206-227 УК. Глава 24 Особенной части УК «Преступления против общественной безопасности» содержится в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». В этот же раздел входят глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», глава 26 «Экологические преступления», глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» и глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». Сказанное означает, что УК РФ рассматривает общественную безопасность в качестве элемента состава большой группы преступлений, посягающих на:

а) безопасные условия жизни всего общества (ст.ст.205-211,227);

б) безопасность использования источников повышенной опасности
(ст.ст.218-226);

в) безопасность проведения горных, строительных и иных работ (ст.ст.215-217);

              г) экологическую безопасность (ст.ст.246-262);

              д) безопасность использования транспортных средств (ст.ст.263-271);

е) безопасность использования компьютерной информации (ст.ст.272-
274).

Говоря о безопасности в обычном понимании этого слова, подразумевают, прежде всего, «отсутствие опасности, сохранность, надежность», «предупреждение опасности»[1]. Однако такое обыденное понимание этого понятия недостаточно для полного определения содержания общественной безопасности.

До принятия Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года (с изменениями от 25 декабря 1992 года) среди ученых-юристов не было единого мнения относительно содержания понятия безопасности.

Так, А.Н.Игнатов рассматривает безопасность как нарушение
установленных правил предосторожности в производственной деятельности при использовании источников повышенной опасности, при обращении с предметами, представляющими общую опасность[2]. В.Д.Малков под безопасностью понимает отсутствие для общества опасности, «то есть неблагоприятной возможности наступления нежелательных и вредных последствий от действия каких-либо разрушительных сил для жизни, здоровья, имущества членов общества, для социалистической собственности, для нормального функционирования государственных и общественных предприятий и организаций»[3]. С.В.Степашин называет общественную безопасность сложным понятием, включающим в себя широкий спектр факторов экономического, политического, правового, социального, организационного характера[4].

Статья 1 указанного Закона определяет, что под безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы определяются как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Совокупность условий и факторов, создающих опасность этим интересам, и представляет собой угрозу безопасности. Поэтому к основным объектам безопасности следует отнести:

              - личность, ее права и свободы;

              - общество, его материальные и духовные ценности;

              - государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

При наличии угрозы названным объектам их безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера[5]. Значит, общественную безопасность следует рассматривать как одну из систем общественных отношений, которая является исходной совокупностью всех общественных отношений, т.е. она является одной из многочисленных составляющих всей суммы общественных отношений. Совокупность всех общественных отношений - это тоже система и тоже состоит из суммы элементов (систем), но более высокого порядка.

Общественная безопасность как система общественных отношений состоит из определенных правил, установлений, запретов и т.д., то есть состоит из совокупности (суммы) элементов, находящихся в отношениях, в связях между собой, образующих определенную целостность. Преступное воздействие на один из этих элементов причиняет или создает угрозу причинения вреда общественной безопасности как целостной системе. Поэтому в целях надежного обеспечения безопасности общества создается и развивается другая система, система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при обеспечении безопасности, и определяющих основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области. Для этих целей формируются и преобразуются органы обеспечения общественной безопасности, а применительно к терроризму определяются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции (ст.15 Федерального закона РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»).

Следовательно, внешней правовой оболочкой общественной безопасности является система правовых норм, обеспечивающих существование, развитие и нормальное функционирование общественных отношений. Эта система состоит из ряда норм, закрепленных гражданским (изъятие ряда источников повышенной опасности из гражданского оборота), административным (установление разрешительною порядка приобретения, хранения, пользования и т.д. отдельных предметов, представляющих повышенную общественную опасность) и уголовным законом (установление уголовной ответственности как за совершение действий, могущих вызвать панику, массовый страх и беспокойство у населения, так и за действия, нарушающие установленные правила оборота общеопасных предметов).

Анализ законодательства и судебной практики подтверждает, что необходимость охраны общественной безопасности возникает не только в процессе использования транспорта   и   некоторых   других   механизмов (автомашин, поездов и др.), при выполнении определенного рода работ (в горном деле, строительстве), при обращении с общеопасными предметами (оружием), веществами (взрывчатыми, радиоактивными) и т.п. Угроза общественной безопасности при терроризме не всегда может быть вызвана предметами, являющимися источниками повышенной общественной опасности, что наиболее убедительно проявляется при анализе ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Данный состав, не имея под собой реальной основы для общественной безопасности (имеется в виду тот смысл, который заложен в диспозицию ст. 205 УК), тем не менее нарушает нормальный ритм жизни конкретного населенного пункта, работы предприятий и учреждений, создавая экстремальную ситуацию, отвлекая нередко значительные силы, прежде всего правоохранительных органов, на проверку сообщения и принятие мер по спасению людей, что часто влечет и значительные материальные расходы.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ террористического акта