Уголовное процессуальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение суда как органа осуществляющего правосудие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки судебной власти и правосудия.
2. Рассмотреть органы, осуществляющие судебную власть

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия…………….. 5
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………….…………..5
1.2 Признаки судебной власти……………………………………………….8
Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть……………………..14
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)……………………………...14
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ……..17
2.3 Конституционный Суд РФ……………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы …….………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 109 Суд как орган осуществляющий правосудие.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

Введение  в экономику различных форм собственности  обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких  принципов, как законность, независимость  судей арбитражного суда, равенство  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность  и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» [4].

В настоящее  время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами [4].

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему  РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно  не связаны с другими ветвями  судебной власти – судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  1. Высший Арбитражный Суд РФ;
  2. федеральные арбитражные суды округов;
  3. арбитражные апелляционные суды;
  4. арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов).

Задачами  арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,
  2. должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;
  4. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  5. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  6. формирование уважительного отношения к закону и суду;
  7. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота [4].

В условиях рыночной экономики система арбитражных  судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет  установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществлять процесс банкротства.

Как и  суды общей юрисдикции, арбитражные  суды осуществляют судебную власть при  разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность  и подсудность дел арбитражным  судам, процедура судебного разбирательства  и принятия решений, порядок и  основания их обжалования определены АПК РФ [4]. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно  АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических  отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также  между субъектами РФ [4].

Кроме того, на арбитражные суды возлагается  разбирательство дел о некоторых  административных правонарушениях, совершенных  юридическими лицами или индивидуальными  предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) [6].

 

 

2.3 Конституционный Суд Российской  Федерации

 

Сущностные  отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его  главной функцией – обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» [3].

Конституционный Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов».

Статус  Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе  как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного  органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ) [1].

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим  окончательное решение по этому  вопросу. Конечно, и другие суды применяют  Конституцию РФ и истолковывают  ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции  и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с  учетом его реализации, – это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность  Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру – конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ по отношению друг к другу выступают  органами одного уровня, являясь высшими  судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный  Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что  отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты [13, с.176].

Полномочия  Конституционного Суда РФ за время  его существования претерпели ряд  изменений. Отчасти это связано  с более четким разграничением его  полномочий, отчасти – с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп [1].

1. По  проверке соответствия Конституции  РФ федеральных законов и иных  актов:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы и Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов  РФ понимаются нормативные акты, принимаемые  законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

в) договоров  между органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ, а также договоров  между органами государственной  власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По  разрешению споров о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между  высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о  компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По  толкованию Конституции РФ. Конституционный  Суд РФ – единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм [1]. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов.

5. Связанные  с дачей заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления. Конституционный  Суд РФ выступает предпоследней  инстанцией в процедуре отрешения  Президента от должности. По  запросу Совета Федерации Суд  обязан дать одно из следующих  заключений: или о соблюдении, или  несоблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения. Второй  вариант заключения влечет прекращение  процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По  реализации права выступления  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.  Конституционный Суд почти не  использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся  рекомендации для Федерального  Собрания об урегулировании в  законах тех или иных вопросов.

7. Другие  полномочия, предоставленные ему  Конституцией РФ, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами [17, с.79].

Подводя итоги можно сказать, что суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные.

Арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

Заключение

 

Таким образом, в заключение можно сделать следующие  выводы:

1. Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.

2. Признаки  судебной власти:

- судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

- судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами; исключительность судебной власти – признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

- независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

3. Судебная  власть осуществляется только судом. Суд – это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд – единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти – правосудие.

4. В соответствии  с Конституцией РФ и Законом  о судебной системе в настоящее  время существует три системы  судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Информация о работе Уголовное процессуальное право