Уголовное процессуальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение суда как органа осуществляющего правосудие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки судебной власти и правосудия.
2. Рассмотреть органы, осуществляющие судебную власть

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия…………….. 5
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………….…………..5
1.2 Признаки судебной власти……………………………………………….8
Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть……………………..14
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)……………………………...14
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ……..17
2.3 Конституционный Суд РФ……………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы …….………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 109 Суд как орган осуществляющий правосудие.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия…………….. 5

1.1 Понятие  судебной власти, ее соотношение  с другими ветвями государственной  власти. Разделение властей………………………….…………..5

1.2 Признаки  судебной власти……………………………………………….8

 

Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть……………………..14

2.1 Суды  общей компетенции (юрисдикции)……………………………...14

2.2 Арбитражные  суды, их задачи и место в  судебной системе РФ……..17

2.3 Конституционный  Суд РФ……………………………………………...20

 

Заключение…………………………………………………………………..25

 

Список  использованной литературы …….………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всякая  власть имеет определенные институциональные  формы, определенную организацию. Форма  общественной власти, которая опирается  на специальный аппарат принуждения  и распространяется на все население, –  это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей – права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

Одно  из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, – судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что судебная власть является самостоятельной независимой ветвью государственной власти, осуществляемой судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.

Объектом  исследования являются уголовно-процессуальные отношения, содержание которых составляет деятельность суда по рассмотрению уголовных  дел на различных стадиях уголовного судопроизводства, система законодательных актов и теоретические положения, регулирующие эту деятельность.

Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального  законодательства, определяющие состав, задачи и полномочия суда, и реализация нормативной базы в практике.

Целью настоящей  курсовой работы является изучение суда как органа осуществляющего правосудие.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  понятие и признаки судебной власти и правосудия.

2. Рассмотреть  органы, осуществляющие судебную власть

Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия

1.1 Понятие судебной власти, ее  соотношение с другими ветвями  государственной власти. Разделение  властей

 

Судебная  власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия. То есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в ряде стран и т. п.), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Правосудие  – это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти [9, с.145]. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Правосудие выступает и как своеобразный посредник между существенным управлением, гражданами и их объединениями, если последние считают, что в процессе управления нарушены их права. Подобно тому, как право признано быть, с одной стороны, средством государственного управления, а с другой – средством защиты прав и законных интересов членов общества, так и правосудие выполняет двуединую задачу: охрану интересов государства и правопорядка, с одной стороны, членов общества – с другой.

Основополагающие  начала правосудия, определяющие отношения  гражданина и судебной власти, фокусируются в конституционном принципе, согласно которому каждый гражданин имеет  право на судебную защиту своих интересов. Право гражданина корреспондирует обязанность государства обеспечить ему судебную защиту. Это чрезвычайно важный принцип, который может быть назван «право на правосудие». Новейшие конституции во всем мире придают ему всеобщий характер.

Например, Конституция РФ устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава  судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Судебная система – совокупность всех судов данного государства. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции [2].

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке [1]. Суды делятся на обычные и чрезвычайные; создание чрезвычайных – прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные: военные суды (в РФ называются военными трибуналами), арбитражные суды (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д. Особыми разновидностями суда являются конституционные и административные суды. В отдельных странах существуют также религиозные суды (шариатские суды в мусульманских государствах – Иране, Пакистане, Судане и др.) и суды обычного права (например, племенные суды в ряде стран тропической Африки и Океании). В некоторых государствах с федеративным устройством есть федеральные суды и суды субъектов федерации. Суды также делятся по инстанциям: первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные, по территориальному уровню: напр., районные (городские), окружные и верховные. Помимо государственных существуют различные виды общественных судов: третейские суды, арбитражные комиссии, товарищеские суды в бывшем СССР, офицерские суды чести. В международной правовой системе действуют международные суды самого различного характера: Международный Суд ООН, Европейский суд по правам человека, трибуналы международные, постоянные международные третейские суды и т. д. В соответствии с теорией разделения властей судебная власть – одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами.

Принцип разделения властей – фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации [13, с.23]. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако  самостоятельность и независимость  судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной [1]. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

 

 

1.2 Признаки судебной власти

 

Судебная  власть характеризуется следующими основными признаками.

  1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
  2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом [4]. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Суд состоит  из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность  судебной власти – признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ) [5].

4. Судебная  власть едина, вследствие чего  установлено единство судебной  системы страны. Исчерпывающий перечень  судов установлен Конституцией  РФ и Законом о судебной  системе. Изменение его возможно  только на основе изменения  этих актов. Конституция РФ  запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения [1].

5. Независимость,  самостоятельность и обособленность  судебной власти. При выполнении  своих полномочий суды подчиняются  только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе) [1]. Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или  утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной  власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей  и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная  власть осуществляется путем  судопроизводства, что определено  ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона  о судебной системе [1]. Судопроизводство – это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного – разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского – рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного – рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного – досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство – разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами [1].

Информация о работе Уголовное процессуальное право