Уголовное процессуальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение суда как органа осуществляющего правосудие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки судебной власти и правосудия.
2. Рассмотреть органы, осуществляющие судебную власть

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия…………….. 5
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей………………………….…………..5
1.2 Признаки судебной власти……………………………………………….8
Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть……………………..14
2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)……………………………...14
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ……..17
2.3 Конституционный Суд РФ……………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы …….………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 109 Суд как орган осуществляющий правосудие.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

7. Процессуальный  порядок деятельности – еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43–83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное – по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5) [6].

Процессуальный  порядок, регулирующий правила судебной процедуры, – важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе) [1].

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность  постановлений судебной власти  для всех без исключения государственных  органов, организаций, должностных  лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д.) с целью реализации судебных решений.

Если  иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции  РФ предусматривает право граждан  участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении  судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное  дело, помимо судьи могут входить  присяжные и арбитражные заседатели.

Судебная  власть осуществляется специально учреждаемым  государственным органом – судом (ст. 1 Закона о судебной системе) [2]. В юридическом значении суд – это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд – единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти – правосудие [1].

В соответствии с Конституцией РФ и Законом о  судебной системе в настоящее  время существует три системы  судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

Кроме того, арбитражи могут создаваться  на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут  создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения указанных актов.

Субъекты  РФ могут создавать суды, но в  пределах установленного федеральным  законодателем перечня. Правила  судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно  для всех судов применение Конституции  и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  РФ. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в  закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом. Заочное разбирательство  уголовных дел не допускается, кроме  случаев, предусмотренных федеральным  законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное  законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов.

Финансирование  всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции  РФ) [1].

Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работают на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить, как уже упоминалось, представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, – судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, все они являются государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, т. е. судом, и действуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый  суд осуществляет судебную власть в  пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные  и гражданские дела по существу, а областной суд помимо этого  проверяет обоснованность и законность решений районного суда. Кроме  того, районные суды рассматривают  в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут  рассматривать только арбитражные  дела; принять к своему производству гражданское или уголовное дело они не вправе.

Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого  суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное  образование Вооруженных Сил  РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной  единице (Костромской областной  суд) или структурной сфере его  деятельности (военный суд Северного  флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу. В соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматриваются уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ) [5].

В системе  арбитражных судов действуют  федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным  делением

В качестве вывода можно сказать, что принцип  разделения властей – фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве, а судебная власть – одна из трех основных ветвей государственной власти.

 

Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

 

В соответствии с Законом о судебной системе  суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные [2]. Напомним, что в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая  Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую – военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Исходя из принятого трехзвенного деления судов, суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ.

Среднее звено судов общей юрисдикции наиболее представительно – верховные суды республик в составе Российской Федерации (их 21), краевые суды (6), областные суды (49), суды городов федерального значения – Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд, суд автономной области (1) и суды автономных округов (10). Низшее звено составляют районные суды [10, с.158].

Низшее  звено военных судов включает гарнизонные военные суды. Среднее  звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных  судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом  в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судебную класть в  пределах полномочий Российской Федерации. Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

В этой связи  его полномочия, организация деятельности имеют свои особенности. Помимо рассмотрения дел в пределах своих полномочий в качестве суда первой инстанции, в  кассационном порядке, в порядке  надзора и ввиду новых или  вновь открывшихся обстоятельств  Верховный Суд РФ дает разъяснения  по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции  РФ) [1]. Кроме того, Конституция РФ наделяет Верховный Суд РФ, наряду с двумя другими высшими судебными инстанциями – Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, – правом законодательной инициативы, что в совокупности определяет его роль и место в системе судов общей юрисдикции.

Роль  и место Верховного Суда РФ как  равного среди других указанных  судов, возглавляющих судебную власть страны, состоящую из двух подсистем  – гражданских и военных судов общей юрисдикции, производны от его функций, закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Его юрисдикция распространяется на всю территорию России. Судебные акты Верховного Суда РФ в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат. Он вправе пересматривать в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ и ст. 19 Закона о судебной системе круг деятельности (функции) Верховного Суда РФ как вершины  судов общей юрисдикции и самостоятельной  триединой ветви государственной  власти – судебной власти, определяется выполнением задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган страны [1]. В этом качестве Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

1. Рассматривать  по существу (по первой инстанции)  наиболее сложные и ответственные  гражданские, уголовные, административные  и иные дела, подсудные судам  общей юрисдикции, кроме тех, которые  отнесены к ведению Конституционного  Суда РФ. Практически Верховному  Суду РФ принадлежит окончательное  слово по конкретным судебным  делам, рассмотренным общими (гражданскими) и военными судами, в первую  очередь относящимися к среднему  звену. Верховный Суд РФ является  вышестоящей судебной инстанцией  по отношению к верховным судам  республик, краевым (областным)  судам, судам городов федерального  значения, судам автономной области  и автономных округов, военным  судам военных округов, флотов, видов и групп войск (п. 4 ст. 19 указанного Закона);

2. Осуществлять  с соблюдением установленных  законом правил судопроизводства, судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные и специализированные  федеральные суды. Реализация этой  функции, направленная на выявление  и исправление возможных судебных  ошибок, является важным средством  обеспечения независимости судов  общей юрисдикции, законности и  обоснованности принимаемых ими  решений; 

3. Изучать  и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику, давать на этой основе разъяснения  по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении  судебных дел.

4. Очень  важной функцией Верховного Суда  РФ является реализация предоставленного  ему Конституцией РФ права  законодательной инициативы, т. е.  внесения проекта закона или  поправок к законопроекту в  законодательный орган с целью  его обсуждения и принятия  решения. Это в высшей мере  эффективное средство совершенствования  законов на основе обратной  связи правотворческих органов  с практикой применения издаваемых  ими нормативных правовых актов [17, с.79].

При возбуждении  Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности  Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Предметом постоянной заботы Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпуса России. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется весьма тщательно. Это связано с  тем, что в сфере правосудия не должны работать лица, не обладающие высокими моральными качествами.

Верховный Суд РФ совместно с Высшим Арбитражным  Судом РФ стал учредителем государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  – Российской академии правосудия. Она создана для повышения квалификации судей, работников аппаратов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов судебной системы в России.

 

 

2.2 Арбитражные суды, их задачи  и место в судебной системе  Российской Федерации

 

Арбитражные суды России – сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные  суды представляют собой самостоятельную  ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ [1]. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Информация о работе Уголовное процессуальное право