Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Взяточничество - социальное явление, известное с древних времен. Подкуп чиновников, должностных лиц всегда рассматривался как деяние, опасное для государства.
Взяточничество является одним из элементов коррупции, получившей значительное распространение в Российской Федерации. Это преступление особого рода, которое не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия по крайней мере двух - взяткодателя и взяткополучателя.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..c. 3 - 5
1. Объективные признаки дачи взятки……………………………..…с. 6 - 16
2. Субъективные признаки дачи взятки ……………………………...с. 11 – 17
3. Классификация способов приема-передачи взятки…………….....с. 18 - 19
4. Квалифицирующие признаки дачи взятки ………………………с. 20 - 24
Заключение ………………………………….…………………………с. 25 - 29
Список литературы………………………………………………….....с. 30 - 31

Файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Вследствие того, что 845% уголовных дел возбуждено по заявлениям взяткодателей, а 79% по результатам  проведенного оперативного эксперимента, во всех этих случаях следствием установлена  конкретная дата и даже час передачи предмета взятки и точное место.13

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Квалифицирующие признаки дачи взятки

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Второй квалифицирующий  признак дачи взятки — неоднократность (ч. 2 ст. 291 УК) — предполагает совершение этого преступления: 1) лицом, ранее судимым за дачу взятки, или 2) не менее двух раз лицом, ранее не судимым.

Необходимо отличать неоднократную дачу взятки от передачи одной взятки в несколько приемов и от продолжаемой дачи взятки должностному лицу за общее покровительство или попустительство взяткодателю или представляемым им лицам. Дача взятки группе должностных лиц, совершающих преступление по предварительному сговору между собой, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

Дача взятки группе должностных  лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершающих преступление по предварительному сговору или  в составе организованной группы, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

При систематической  передаче ценностей и оказании услуг  имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или  попустительство по службе суду надлежит проверять, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признака неоднократности такие действия следует квалифицировать как продолжаемое преступление по части первой статьи 291 УК РФ.

Необходимо отличать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки.

Пленум Верховного Суда РФ определил посредника как «лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки». В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

Посредник со стороны  взяткополучателя получает предмет  взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, который обязуется совершить определенные действия в интересах взяткодателя. Такой посредник выступает от имени и по поручению взяткополучателя, который санкционирует условия получения взятки. Действия посредника со стороны взяткополучателя, если он не является членом организованной группы, квалифицируются как соучастие в получении взятки.

В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи «мнимого посредничества». Если в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется якобы посредником к даче взятки, действия «мнимого посредника» должны квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли «мнимым посредником» конкретное должностное лицо, которому якобы предполагалось передать взятку.

Дача взятки без отягчающих обстоятельств отнесена к числу  преступлений средней тяжести, а  при наличии квалифицирующих признаков (ч.2 ст. 291 УК) — к тяжким преступлениям.

В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1) если в отношении  его со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

2) если он после  дачи взятки добровольно сообщил  о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей  от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя. Интересы получателя взятки и взяткодателя взаимосвязаны, тем более в случаях, когда взятка дается без вымогательства, по собственному желанию взяткодателя. Ни тот, ни другой в принципе не заинтересованы в предании огласке содеянного. Чтобы разорвать эту связь, закон предоставляет шанс лицу, давшему взятку, освобождая его от ответственности при условии добровольного сообщения им о содеянном.

Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно. При указанном выше условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти не располагают информацией о преступлении.

Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т. е. прокурору, следователю, органу дознания, судье.

В соответствии со смыслом  закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной  ответственности на основании примечания к ст. 291 УК. При добровольном сообщении взяткодателя другие соучастники в даче взятки (соисполнители, организаторы, подстрекатели, пособники) от ответственности не освобождаются, если, конечно, сообщение не сделано от имени всех соучастников по договоренности с ними.

Освобождение взяткодателей  от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или  добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях  этих лиц состава преступления. Поэтому  они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное  лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома для уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, т. е. уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, в отличие от случаев дачи взятки с последующим добровольным сообщением о содеянном, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выявление и расследование  взяточничества - эффективная мера борьбы с коррупцией, которая получила в стране самое широкое распространение.

Понятие взяточничества охватывает получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Закон устанавливает более суровое наказание за первое из них как более тяжкое деяние. Согласно ч. 1 ст. 290 преступлением признается получение должностным лицом лично или через посредников взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если они входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» достаточно полно и всесторонне разъясняет основные признаки и понятия, касающиеся квалификации взяточничества, а именно: субъекта преступления, предмета взятки, а также квалифицирующих признаков. Вместе с тем обобщение практики по уголовным делам свидетельствует, что возникают сложности и при оценке и при квалификации действий лиц, привлекаемых за взяточничество, а также при его выявлении и расследовании.

Взяточничество является одним из наиболее сложных для  расследования преступлений по многим причинам. Во-первых, субъектами получения  взятки зачастую выступают лица, которые  сами имеют опыт работы или службы в правоохранительных или военизированных структурах, а также лица, получившие юридическое образование. Поэтому они могут оказать и оказывают существенное противодействие сотрудникам правоохранительных органов.

Во-вторых, в большинстве  случаев преступление совершается  в отсутствие очевидцев. Все участники содеянного - взяткодатель, взяткополучатель, посредник - заинтересованы в совершении преступления и предпринимают различные меры к сокрытию следов своей противоправной деятельности.

В-третьих, взятки нередко  даются за совершение законных действий. При этом взяткодатель зачастую не осознает, что в его интересах должно быть проведено законное по форме и существу действие и считает его следствием дачи взятки. Осложняется ситуация еще и тем, что в документах отсутствуют следы осуществления незаконных действий.

В-четвертых, поскольку  все участники преступления несут  уголовную ответственность за содеянное, они обычно отказываются давать правдивые  показания.

В-пятых, казуистичность определения провокации взятки в  диспозиции ст. 304 УК состоит в наличии в нем признаков, выраженных в таких словосочетаниях, как «без его согласия» и «в целях искусственного создания доказательств совершения преступления», которые сильно осложняют, если порой вообще не исключают применение ст. 290 УК РФ.

Это обусловлено тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки, в частности  опровергнуть его показания об отсутствии такого согласия, на практике крайне сложно. Искусственность создания доказательств совершения преступления является оценочным признаком, а признание таких доказательств искусственно созданными или фактически существующими в большей степени зависит не от содержания материалов уголовного дела, а от уровня должностного положения лица и его связей, в том числе с работниками правоохранительных органов. Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу с взяточничеством, обоснованные опасения: не окажутся ли они сами при изобличении взяткополучателя признанными виновными в провокации взятки. Поэтому норма, содержащаяся в ст. 304, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290.

В современных условиях изменилась характеристика взяточничества, в частности суммы взяток неизмеримо возросли по сравнению с теми суммами, которые передавались в прежние годы. Изменился и предмет взятки, в качестве которого могут выступать валюта как иностранная, так и российская, ценные бумаги, вещи, выгоды имущественного характера. Самым используемым предметом взятки являются деньги. Акции бывают бездокументарными и именными, их передача имеет сложную схему. Туристические путевки как предмет взятки также создают риск разоблачения.

Взяткополучатели - должностные  лица или лица, выполняющие должностные функции. Взяткодатели - это любые физические лица старше 16 лет. Должностное лицо, предложившее подчиненному ему работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, является взяткодателем, а работник, выполняющий его поручение, - соучастником дачи взятки. Среди взяткодателей - предприниматели, родители призывников, родственники лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и др.

Мотивами дачи взяток бывают: а) корыстные побуждения; б) извлечение нематериальной выгоды, например получение регистрации по месту проживания; в) ложно понятые интересы производства (получение лицензий, дефицитных материалов, оборудования и т.д.).

Способ получения взятки состоит из двух составляющих: получение предмета взятки и действий или бездействия, за которые взяткополучателю его дали. Взятку берут за лоббирование интересов, за размещение государственных заказов, за благосклонность при рассмотрении арбитражных, гражданских дел и т.д. К сожалению, взяточничество коснулось практически всех сфер жизни.

Способы совершения можно  классифицировать следующим образом: без посредников, с посредниками; используя вымогательство, без вымогательства; за совершение законных действий (например, для ускоренного принятия решения), незаконного действия; используя сговор, без такового.

Способ сокрытия: взяткополучатели прибегают к даче ложных показаний  об организованной против них провокации; оправданию факта обнаружения предмета взятки возвратом долга, либо получением денег взаймы; к маскировке процедуры получения, дачи взятки. Практикуется сокрытие связей между соучастниками, уничтожение изобличающих документов.

Время и место передачи предмета взятки зависят от многих факторов: есть ли посредники, от самого предмета взятки (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), состоят ли чиновники на содержании у преступной группировки.

Места передачи могут  быть очень разными: служебное помещение  должностного лица, ресторан, автомобиль, вагон метро, гостиничный номер и др. Точное установление места передачи взятки важно при планировании и проведении оперативных мероприятий по выявлению, фиксации преступных действий, задержанию взяточников, установлению свидетелей и принятию первоочередных мер по раскрытию преступления.

Информация о работе Уголовное право