Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: анализ главы 27 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и характеристику дорожно-транспортным преступлениям;
- проанализировать формы вины в данных преступлениях;
- проанализировать основания уголовной ответственности в данных преступлениях.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………6
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:………………………………………………………………….10
Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние…………………………………………………………………...11
Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………………………..19
Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности……………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

Состав  преступления является формальным; рассматриваемое преступление окончено в момент нарушения правил международных полетов. Если причинены последствия, предусмотренные ст. 263 УК, то при наличии других признаков, указанных в этой статье, ответственность наступает по совокупности преступлений как нарушение правил международных полетов и правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом24. Субъект преступления специальный — члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Непосредственным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатация транспортных средств, а также здоровье и жизнь человека, собственность.

Предметом преступления при недоброкачественном ремонте являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование. Предмет при выпуске в эксплуатацию — технически неисправное транспортное средство, которое непригодно к нормальному функционированию и при использовании создает угрозу безопасности движения и эксплуатации транспорта25.

Объективная сторона преступления предусматривает деяние в виде:

а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей  сообщения, средств сигнализации или  связи, иного транспортного оборудования; б) выпуска в эксплуатацию транспортного  средства, имеющего технические неисправности.

Состав  преступления — материальный; необходимыми признаками объективной стороны помимо деяния являются последствие в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинная связь между деянием и последствием.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать ремонт, который не соответствует техническим требованиям, не устраняет существенные дефекты и не обеспечивает возможности дальнейшего безопасного функционирования транспорта. Недоброкачественный ремонт может осуществляться путем как действия так и бездействия, например непрочное закрепление детали, невыполнение необходимых ремонтных работ. Под выпуском в эксплуатацию понимается разрешение на использование транспортного средства с техническими неисправностями, препятствующими безопасному функционированию транспортного средства, например при неисправностях тормозной системы. Существуют значительные трудности в установлении причинной связи между недоброкачественным ремонтом (или выпуском в эксплуатацию транспортных средств) и наступившими последствиями, поскольку они могут быть оторванными во времени от деяния и наступают при эксплуатации транспортных средств, осуществляющейся не теми лицами, которые производили ремонт или давали разрешение на эксплуатацию. Для установления причинной связи необходимо проведение судебно-технической экспертизы.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект недоброкачественного ремонта — любое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт. Субъект выпуска в эксплуатацию неисправных транспортных средств специальный. Им может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств и имеющее правомочия по выпуску их в эксплуатацию.

В части 2 ст. 266 УК предусмотрено деяние, повлекшее  по неосторожности смерть человека, в  ч. 3 — смерть двух или более лиц.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Непосредственным объектом деяния являются безопасность работы транспорта, здоровье и жизнь человека.

Объективная сторона заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта, причинении тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием. Состав преступления является материальным.

Правила поведения, регламентирующие безопасность эксплуатации транспорта, установлены  различными правовыми актами, регулирующими  работу отдельных видов транспорта. Так, существуют правила поведения пассажиров в метрополитене, правила перевозки пассажиров, правила перевозки багажа. Для восполнения бланкетности диспозиции рассматриваемой нормы необходимо также обратиться к Правилам дорожного движения Российской Федерации 1993 г., в которых регламентированы обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, мопедов, гужевых повозок и погонщиков животных26.

Нарушение правил безопасности функционирования транспорта может выражаться в переходе улицы в ненадлежащем месте, в  самовольном выходе на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в несанкционированном  проникновении в места, запрещенные  для посторонних, например в кабину пилота, в самовольной остановке  поезда стоп-краном и т.п.

Для вывода о наличии признаков состава  преступления необходимо точно установить, какое правило нарушено участником движения. Это нарушение должно находиться в причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека27.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Субъект преступления — участник движения, достигший возраста 16 лет. Под участником движения понимаются пассажиры, пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, иные лица, за исключением указанных в ст. 263 и 264 УК.

Квалифицированный состав предусмотрен в ч. 2 ст. 268 УК; он имеет место в случае, если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный — в ч. 3, если наступила смерть двух или более лиц.

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Непосредственным объектом данного деяния являются безопасные условия строительства, эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов, а также здоровье и жизнь человека, собственность. Предмет преступления — магистральный трубопровод, представляющий собой комплекс технических сооружений и средств, обеспечивающих перемещение на значительные расстояния основного потока вещества (нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного углеводородных газов) из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления. По магистральным трубопроводам под сильным давлением транспортируются большие объемы газа, нефти и нефтепродуктов, что создает повышенную взрывоопасность, может представлять угрозу для окружающей среды, для здоровья и жизни людей. Вспомогательные трубопроводы, предназначенные для доставки указанных продуктов потребителям и представляющие собой ответвления от главного трубопровода, не являются предметом рассматриваемого преступления. Не относятся к нему и складские трубопроводы.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении специальных правил, обеспечивающих безопасность строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием.

Нарушение правил может выражаться как в действии, так и в бездействии  лица. Для установления конкретного  нарушения правил необходимо обратиться к нормам иных отраслей права, содержащим специальные правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, например к Правилам охраны магистральных  трубопроводов и к Правилам технической  эксплуатации магистральных трубопроводов. При нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта магистрального трубопровода возможно причинение большого имущественного, экологического, организационного ущерба, связанного с нарушением режима работы трубопровода. Такие дополнительные последствия не влияют на квалификацию деяния, но должны учитываться при  назначении наказания. Если нарушение  рассматриваемых правил помимо последствий, предусмотренных ст. 269 УК, повлекло загрязнение вод, морской среды, порчу земли, имеет место совокупность преступлений, и содеянное должно дополнительно квалифицироваться по статьям УК об экологических преступлениях28.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный — лицо, на которое была возложена обязанность соблюдения правил при выполнении работ по строительству, эксплуатации, ремонту магистральных трубопроводов.

В качестве квалифицирующего признака предусмотрено  причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 269), а особо квалифицирующего — причинение смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 269).

 

2.3 Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности.

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Непосредственным объектом деяния являются безопасные условия движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного транспорта, а также здоровье и жизнь человека, собственность.

Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации. Состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным. В него входят: а) действия, выражающиеся в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, а также в блокировании путей сообщения; б) последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба; в) причинная связь между деянием и последствием.

Разрушение представляет собой приведение в негодность перечисленных в ч. 1 ст. 267 УК предметов (транспортного средства, транспортного оборудования и т.п.), в результате которого их функционирование становится невозможным.

Под повреждением следует понимать ухудшение функциональных свойств перечисленных предметов, препятствующее их использованию по назначению, частичную потерю необходимых качеств, которая не исключает возможности их восстановления.

Приведение в негодность иным способом может заключаться, например в затоплении путей сообщения, изъятии деталей транспортных средств, в отключении оборудования от источников электроснабжения и т.п.

Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание серьезных препятствий для движения транспорта. Блокирование не дает возможности пользоваться путями сообщения. Оно может заключаться в установке заграждений, препятствий или баррикад на транспортных коммуникациях, в перекрытии магистрали толпой народа, преграждении путей сообщения транспортными средствами и т.п.

Под крупным ущербом следует понимать не только большой материальный ущерб, но и дезорганизацию работы транспорта, например, существенное нарушение расписания поездов и длительный (многочасовой) перерыв в движении. Данный признак является оценочным, и решение о признании ущерба крупным принимает суд с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела29.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, несмотря на осознанность совершения действий, заключающихся в разрушении, повреждении, блокировании. Если последствия в виде причинения вреда личности охватывались умыслом виновного, то содеянное должно квалифицироваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет. Характерно, что это единственное неосторожное преступление, за которое в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК снижен возраст уголовной ответственности. В части 2 ст. 267 УК предусмотрена более строгая ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 — смерть двух или более лиц.

Рассматриваемое преступление следует  отграничивать от целого ряда преступлений: уничтожения или повреждения  чужого имущества, террористического  акта, вандализма, диверсии. Так, если последствия, предусмотренные в ст. 267 УК, не наступили, но были совершены действия, выразившиеся в порче имущества на общественном транспорте, возможной является уголовная  ответственность за вандализм. В  случае, когда нет последствий, указанных  в ст. 267 УК, но причинен значительный ущерб, имеют место признаки умышленного  уничтожения или повреждения  чужого имущества (ст. 167 УК). Если разрушение или повреждение транспортных средств, транспортного оборудования и т.п. наступает в результате хищения  деталей, приборов, обеспечивающих работу транспорта, то необходима квалификация по совокупности преступлений как хищения  чужого имущества и приведения в  негодность транспортных средств или  путей сообщения30.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность человека на водных путях. В законе указана особая характеристика потерпевшего — это лицо, терпящее бедствие в море или на ином водном пути. Терпящим бедствие признается человек, находящийся на тонущем судне, в лодке во время шторма, в воде и т.п., жизни или здоровью которого угрожает серьезная опасность.

В объективную сторону в качестве обязательного признака входит место совершения преступления — море или иной водный путь.

Деяние выражается в неоказании помощи капитаном судна, т.е. в несовершении тех действий по спасению терпящих бедствие на водном пути, которые капитан должен был и мог совершить. Терпящие бедствие могут быть обнаружены визуально либо о них становится известно при получении сигналов бедствия. Данное обстоятельство предопределяет возможность выделения двух вариантов бездействия: неоказание помощи капитаном судна, находящегося рядом с людьми, терпящими бедствие; неприбытие судна к месту бедствия для оказания помощи31. Обязанность капитана оказывать помощь таким людям вытекает из нормативных актов, действующих на морском и речном флоте. Она основывается и на положениях международного права. Так, согласно Брюссельской конвенции 1910 г. на капитана, если это не сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, экипажа, пассажиров, возложена обязанность оказывать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному на море и находящемуся в опасности32.

Информация о работе Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ