Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: анализ главы 27 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и характеристику дорожно-транспортным преступлениям;
- проанализировать формы вины в данных преступлениях;
- проанализировать основания уголовной ответственности в данных преступлениях.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………6
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:………………………………………………………………….10
Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние…………………………………………………………………...11
Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………………………..19
Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности……………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Брянский  филиал

Внебюджетный  факультет

 

 

 

 Кафедра  уголовного права и криминологии

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО

УГОЛОВНОМУ  ПРАВУ

 

Тема: Система транспортных преступлений в УК РФ

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 Дата защиты:__________________________

                                                    Оценка:_______________________________

 

 

                                                                      (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

Брянск – 2010 год.

 

 

 

 

План:

Введение …………………………………………………………………………….3

  1. Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………6
  2. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:………………………………………………………………….10
    1. Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние…………………………………………………………………...11
    2. Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………………………..19
    3. Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности……………………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………………………29

 

Введение

С непрерывным  нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

Сейчас  автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция  к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения  в финансовой и кредитной сфере  и в настоящее время значительно  увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования  организационно-правовых, финансово-экономических  механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно стоят в поле зрения не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Российское гражданское законодательство признает транспорт  - источником повышенной опасности.

Безопасность  дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса "человек – автомобиль –

дорога –  окружающая среда". Между тем недостаточная  надежность элементов

этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП), общее количество которых в Российской Федерации за 2010 г. составило 199 431 ДТП. В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения различной тяжести. 11 845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения. 20 262 (+1,5%) ДТП произошло с участием детей, в которых 898 (-1,8%) детей погибли, а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения. Наибольшее число пострадавших – люди сравнительно молодого возраста – 30 – 35 лет.1

Основные  причины возникновения ДТП: нарушения  Правил дорожного движения (ПДД) со стороны водителей, нарушение ПДД со стороны пешеходов, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технические неисправности транспортных средств.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного  движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Основным  нормативным актом, регулирующим поведение  участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают  достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и уточняются.

Определенную  роль среди мероприятий Российского  государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играют и меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране.

Анализ  судебной практики свидетельствует  о необходимости тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях и научного обобщения опыта его применения следственными и судебными органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию этого законодательства и практики его применения.

Целью моей работы является: анализ главы 27 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать  понятие и характеристику дорожно-транспортным  преступлениям;

- проанализировать  формы вины в данных преступлениях;

- проанализировать  основания уголовной ответственности  в данных преступлениях. 

 

 

1.Общая  характеристика и виды преступлений  против безопасности движения  и эксплуатации транспорта

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Отличительной чертой преступлений, предусмотренных гл. 27, является то, что они связаны с нарушением функционирования источников повышенной опасности, а это, как правило, приводит к причинению материального ущерба, вреда здоровью граждан и их гибели. Учитывая данное обстоятельство, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта установлены соответствующие правила, соблюдение которых является правовой обязанностью всех лиц, связанных с движением и эксплуатацией транспорта.2

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного.3

В уголовном  праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в  совокупности единую систему, что в  главе 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям  не следовало относить деяния, предусмотренные  ст. 270 и 271 УК (неоказание капитаном  судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе скорее посягает на порядок управления.4

Ряд авторов  сомневаются по поводу обоснованности отнесения к рассматриваемой  группе преступлений нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269), отмечая, что нарушение правил строительства трубопроводов не вписывается в общую характеристику транспортных преступлений.5

Непосредственным объектом различных преступлений, входящих в главу 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.6

Диспозиции  всех норм о транспортных преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение  конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены, поэтому помимо УК следует  обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся  Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»7, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»8, Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г.9 и ряд других нормативных актов.

Объективная сторона выражается как в действиях, например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, так и в бездействии, например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. Однако подавляющее большинство данных преступлений совершается как действием, так и бездействием, например, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушение правил международных полетов и др.

Составы двух преступлений следует отнести  к формальным. Это – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270) и нарушение правил международных полетов (ст. 271). Составы остальных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по конструкции являются материальными, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием.

Установление  причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны  с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще  в 70-х гг. XX в. на эту проблему обратил внимание П.Сю Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи:

  1. возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены
  2. возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда
  3. выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий
  4. реальное наступление последствий10.

Изучая  особенности причинной связи  в рассматриваемых преступлениях, специалисты в области уголовного права отмечали множественность  причиняющих факторов, способных  оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как  один из них)11. Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены случаи и вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.

В качестве последствия в основных составах преступлений предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Квалифицирующим признаком (за исключением  ст. 270 и 271 УК) является последствие  в виде причинения человеку смерти по неосторожности, а особо квалифицирующим  – смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением предусмотренных ст. 270 и 271 УК, характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются с прямым умыслом.12

В тех  составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст – не менее 18 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), является лицо, достигшее возраста 14 лет. В остальных составах субъект общий – лицо, достигшее 16 лет.13

 

2. Преступления против безопасности  движения и эксплуатации транспорта

Вопрос  о классификации преступлений, включенных в главу 27 УК, в литературе решается неоднозначно. Иногда их подразделение  на виды отсутствует, но чаще всего  предлагаются две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст. 263, 264, 271), и иные преступления в сфере функционирования транспорта.14 Согласно группировке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта отнесены преступления, предусмотренные ст. 263-269 УК, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта – деяния, предусмотренные ст. 270 и 271 УК15. Существует и иная классификация данных преступлений, в основе которой лежит деление их на группы в соответствии с признаками, характеризующими субъектов преступления:

Информация о работе Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ