Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: анализ главы 27 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и характеристику дорожно-транспортным преступлениям;
- проанализировать формы вины в данных преступлениях;
- проанализировать основания уголовной ответственности в данных преступлениях.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3
Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………6
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:………………………………………………………………….10
Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние…………………………………………………………………...11
Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………………………..19
Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности……………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по уп.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

Преступление  имеет формальный состав и признается оконченным с начала бездействия капитана, который должен был и мог оказать помощь терпящим бедствие. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи было связано с серьезным риском для судна и находящихся на нем людей. Необоснованной является ссылка на возможные материальные потери, которые не оправдывают бездействия капитана и не исключают его ответственности по ст. 270 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что может оказать помощь без серьезного риска для судна, его экипажа и пассажиров, но желает уклониться от этого.

Субъектом данного преступления является капитан (в том числе и лицо, исполняющее обязанности капитана) любого судна, не оказавший помощи терпящим бедствие. Если капитан (или член экипажа) не оказал помощи членам своего экипажа или пассажирам своего судна, то деяние должно квалифицироваться по ст. 125 УК, предусматривающей ответственность за оставление в опасности.

 

Заключение

Правильное применение соответствующего вида наказания за совершенное преступление возможно только на основе точной квалификации содеянного. Поэтому в каждом случае преступного проявления требуется  установить в деянии конкретный состав преступления – соответствие признаков  состава, указанных в Особенной  части УК РФ, обстоятельствам содеянного.

Таким образом, правильная квалификация преступлений является необходимой  предпосылкой индивидуализации уголовной  ответственности и назначения наказания. Именно квалификация содеянного показывает, какое преступление было совершено  виновным лицом, какой статьей Особенной  части УК предусмотрена за него ответственность  и какое наказание может быть назначено лицу за его совершение.

Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный Кодекс признает преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших определенные последствия, общественно опасными деяниями.

Характерным признаком данных преступления является то, что диспозиции всех норм о транспортных преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила  безопасности движения  эксплуатации транспорта были нарушены, поэтому  помимо УК следует обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила.

Также следует  обратить внимание, что составы большинства  преступлений, предусмотренных главой 27 УК, носят материальный характер (за исключением ст. 270 и ст. 271). Это  указывает, что помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие  предусмотренного в законе последствия  и причинной связи между деянием  и последствием.

В настоящее  время уголовная ответственность  по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта наступает в основном только при  причинении тяжкого вреда здоровью человека33, до этого ответственность наступала и за причинение средней тяжести вреда здоровью человека и за причинение крупного ущерба. Но в связи уменьшением квалификационных признаков уголовной ответственности, мы наблюдаем обратную тенденцию ужесточения административной ответственности, например, за нарушения ПДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
  3. Собрание законодательства Российской Федерации.
  4. Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2001. - № 8.
  5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
  6. Закон РФ « О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995г.
  7. Закон РФ « О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090).
  9. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ.
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина). - "Питер", 2007 г.
  11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ( под ред. А.И. Рарога).- М., 2006.

Научная и обзорная литература:

  1. Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998г.
  2. Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности. М., 1981г.
  3. Домахин С.А. Ответственность за преступления на автотранспорте. М., 1956г.
  4. Иногамова-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаев А.И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. М., 2010г.
  5. Келина С.Г. Разграничение ответственности за транспортные преступления от других статей. 1966г.
  6. Кириченко В.Ф. Смешанные формы вины. 1966г.
  7. Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. М., 2004г.
  8. Миньковский Г.М., Магомедов А.А., Ревин В.П. Уголовное право России: Учебник. М., 1998г.
  9. Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления. СПб., 2002г.
  10. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб., 2002г.
  11. Черняков А.А. Опыт расследования нарушения правил безопасности движения водного транспорта. 2002г.
  12. Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997г.
  13. Эргешов В.Н. Опыт расследования нарушения правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта. 2002г.

 

 

 

 

 

1 См.:http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html

2 См.: Закон РФ « О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995г; Закон РФ « О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. (с изм. от 01.01.06г), Воздушный кодекс РФ, подзаконные акты.

3См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 530

4 См.: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 17

5 См.: Коробеев  А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов // Уголовное право: стратегия равенства в XXI веке. М., 2004. С. 401

6 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 531

7 См.: СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 169

8 См.: СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4873

9 Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 // САПП РФ. 1993. №47. Ст. 4531

10 См.: Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. С. 30

11 См.: Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления. СПб., 2002. С. 161, 162

12 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 532

13 См.: там же. С. 532, 533

14 См.: Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб., 2002. С. 83

15 См.: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения  и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 20

16 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 534

17 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 535

18 См.: Кириченко В.Ф. Смешанные формы вины. 1996г. С. 196

19 См.: Эргешов В.Н. Опыт расследования нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Следственная практика. 2002. №3. С. 182

20 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 537

21 См.: Черняков А.А. Опыт расследования нарушения правил безопасности движения водного транспорта // Следственная практика. Вып. 1 (155). 2002. № 1. С. 190-194.

22 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 538

23 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2000 года  // БВС РФ. 2001. № 8. 

24 В литературе высказывалась и иная точка зрения, согласно которой рассматриваемое преступление может быть как умышленным, так и неос-торожным. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко и А.С. Михлина. СПб., 2007. С. 272.

25 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 541

26 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 545

27 См.: Домахин С.А. Ответственность за преступления на автотранспорте. М., 1956г. С. 240

28 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 546

29 См.: Миньковский Г.М. Уголовное право России: Учебник. М., 1998г. С. 528

30 См.: Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.,2010. С. 544

31 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Рарога. М., 2006. С. 486

32 См.: Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998. С. 295, 296 

33 в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ


Информация о работе Система транспортных преступлений в уголовном кодексе РФ