Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Файлы: 1 файл

Контр.раб. педагогика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Цель  предупреждения преступлений достигается  работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны  осужденных во время отбывания ими  наказания. Для этого осуществляется система специальных мероприятий. Они особенно разнообразны при организации исполнения таких видов наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль и другие меры по обеспечению режима). При исполнении прочих наказаний здесь применяется иная система профилактических мероприятий, в ряде случаев вообще не связанных с использованием специальных средств и методов.

Вторым  направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется система  мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что касается предупреждения совершения преступлений со стороны иных лиц (так называемое общее предупреждение, общая превенция), то механизм, инструментарий выявления и определения степени эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении еще весьма несовершенны. Общественное мнение нередко исходит из суждения, состоящего в том, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Многовековая прак-

 

тика  постоянно опровергает подобную установку, но она и сегодня активно  проявляется в сознании значительной части населения.

Поставленные  перед уголовно-исполнительным законодательством  РФ цели достигаются путем решения  конкретных задач. Ими являются;

регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ст. 1 УИК РФ). Более частные  задачи указываются в ряде других норм УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения или отдельные правовые институты (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, функционирование самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы и т.д.).

Решение данных задач обеспечивается социально-экономической  базой и всем правовым механизмом государства, соответствующей целенаправленной деятельностью его органов, а  также активным участием в ней  общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Успешное выполнение большинства этих задач усилиями только правоохранительных структур, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно. Они требуют комплексного решения.1

Целью исследования данной работы является раскрытие влияния установленного порядка исполнения и отбывания наказания, воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия на исправление осужденных, как факторов направленных на искоренение рецидивной преступности.

 
 

Основные  средства исправления осужденных

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

Введение 

 

Главной задачей уголовно-исполнительной системы  Российской Федерации является исправление  осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.

 

Современная уголовная политика Российской Федерации  направлена на усиление борьбы с тяжкими  и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

 

Следует признать, что УИС России имеет  самый низкий в мире показатель рецидивной преступности. Причиной этого, на наш  взгляд, является система А.С.Макаренко, положенная в основу пенитенциарной теории и практики, а также разработанность методов исправления осужденных, что закреплено на законодательном уровне.

 

Так, уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными  методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- п. 2 ст. 9.

 

Пенитенциарная  теория и практика признают обучение одним из главнейших средств исправления  преступников. В УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы  и учебно-консультационных пунктов (число последних увеличилось за последний год на 148). Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. В исправительных учреждениях (ИУ) организуется заочное и дистанционное обучение (ДО). Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся. Бебенин В.Г. Об опыте работы ВУЗов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.- Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». - 2006. - № 2. - http://systech.miem.edu.ru. - С.1-17.

 

В этом и заключается актуальность данной работы.

 

Задача  определения средств исправления  осужденных состоит в закреплении  этих средств в конкретной норме  закона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особенная часть УИК применительно к особенностям исполнения отдельных видов наказания регулирует механизм реализации данных средств. Наглядно это проявляется в разд. IV УИК, определяющем порядок исполнения лишения свободы: гл. 12 и 13 регламентируют режим в исправительных учреждениях; гл. 14 - труд, профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных; гл. 15 - воспитательное воздействие на осужденных и их общее образование. По аналогичной схеме, но в более сжатом виде в соответствии с указанной задачей регулируется механизм реализации основных средств исправления осужденных применительно к исполнению иных видов наказания.

 

Цель  данной работы - основные средства исправления  осужденных, их характеристики, возможности применения, последствия после их применения.

 

Задачи  работы можно выделить следующие:

 

- определить  понятие основных средств исправления  осужденных;

 

- дать  характеристику каждому;

 

- выявить  способы применения и цели  определенного средства исправления;

 

- раскрыть  их значение.

 

Основные  средства исправления осужденных

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под исправлением осужденных понимается формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

- установленный  порядок исполнения и отбывания  наказания (режим),

- воспитательная  работа,

- общественно  полезный труд,

- получение общего образования,

- профессиональная  подготовка и общественное воздействие. 

Средства  исправления осужденных применяются  с учетом вида наказания, характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Под режимом  понимается урегулированный нормами  права порядок исполнения и отбывания  уголовного наказания в виде лишения  свободы. В психологическом отношении  он представляет собой организацию  всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

- карательную;

- воспитывающую;

- обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется  от общества, находится под охраной  и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга.

С точки  зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических  и социальных потребностей. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 58 с.

Неудовлетворение  этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.

В противном  случае, если бы все потребности  человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.

Кара, заключенная  в режиме, психологически по-разному  воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / под ред. А.И. Зубкова. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.- 201 с.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной  воспитывающей функцией. В самом  деле, четкий распорядок дня (время  подъема, отбоя, физзарядки, развода  на работу, принятия пищи и т. д.), высокая  организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

Обеспечивающая  функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.

Режим является действенным средством  в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными  явлениями в среде осужденных, так как создает условия для  постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Уголовно-исполнительное право: Учебник / под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.- 175 с.

Одновременно  режим устанавливает правила  поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности  по поводу исполнения и отбывания  наказания. То есть в сферу воздействия режима включены осужденные, администрация ИУ, администрация организации, где работаю осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений, помещающие эти учреждения и участвующие в УИ процессе, граждане, находящиеся на объектах ИУ и территориях, прилегающих к ним.

Важна территориальная сфера действия режимных правил: их действие распространяется на прилегающие к ИУ территории, на которых установлены режимные требования - на этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы.

Информация о работе Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных