Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Файлы: 1 файл

Контр.раб. педагогика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)
 

В настоящее  время подготовлен сервис предоставления курсов через Интернет, а также  апробируется бета(пробная) версия сайта. Это программный продукт для организации и управления прохождения разделов программы через Интернет. На сегодня созданы: Базовая виртуальная организация (представительство Криминон ON-Line, к нему возможен круглосуточный доступ. Представительство структурно включает взаимосвязанные группы администраторов, разработчиков, инструкторов программы (тьюторов и главного супервайзера) и осужденных;

прикладное  программное обеспечение;

просветительские  модули (глоссарий, правила изучения программы, раздел «Дорога к счастью» - моральный нерелигиозный кодекс). Важнейшая часть модулей - блок вопросов и/или упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала, развития практических умений и навыков. При создании модулей, с одной стороны, учитывались педагогические технологии, с другой, программные. Программные технологии разработаны М.Субботиным.

 
 
 

Сервис  представляет собой интерактивный  портал, в котором изначально заложена возможность не только размещения неограниченного  количества разделов, но и многоязыковой интерфейс. Предоставление в будущем программы на многих языках позволит российской организации выйти на мировой рынок воспитательно-просветительсвких услуг.

 

В проекте  используются наиболее развитые Интернет-технологии: World Wide Web («Всемирная паутина») - система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет иметь интерактивный доступ к материалам программы непосредственно в компьютерной сети;

 

E-mail - электронная почта. Используется для асинхронных во времени консультаций осужденных. Регистрация на программу происходит следующим образом: при входе на домашнюю страницу представительства и ознакомления с программой осужденный, изъявивший желание участвовать, подает заявку. После этого, ему присваивается логин и пароль, а также назначается персональный тьютор (супервайзер).

 

Запись  на прохождение раздела, предоставление персонального пароля и организация  индивидуального сопровождения  через Интернет, выдача сертификата, подтверждающего успешное изучение материала, а также контроль работы тьюторов осуществляют со своего автоматизированного рабочего места администраторы и руководители программы.

 

 

 

В последующем  осужденный работает в своем персональном интерфейсе (здесь, интерфейс – набор  программных продуктов для каких либо целей). Разделы модуля предоставляются ему последовательно, каждый следующий – только после проверки супервайзером и положительной оценки. Тьютор, возвращает осужденного к недостаточно точно понятому материалу, при необходимости оставляет на сервере для этого осужденного комментарии. Тьютор также осуществляет и проверяет заключительное тестирование, на основании которого принимается решение о выдаче осужденному сертификата.

 

На сайте  существует своя система сообщений, которая предполагает следующие линии общения: регистратор – осужденный; осужденный – супервайзер; регистратор – супервайзер – главный супервайзер – техподдержка и их варианты.

 

Общение тьютора с осужденным может проходить  как в режиме ON-Line, так и асинхронно во времени. На сайте есть соответствующая система оповещения, которая информирует обе стороны о том, что они присутствуют на сайте одновременно, в этом случае они могут вступить в прямое общение. Иначе говоря, коммуникация осужденного со своим тьютором предполагает некоторый симбиоз Форума с чатом. Некоторые предпочитают скорость «чатов», некоторые очень успешно общаются в режиме Форума. Но Форума в общепринятом понимании (где много людей общается на различные темы) не предусмотрено. Внутри сайта Криминон одну тему могут обсуждать только два терминала: обучающийся и его тьютор. Никто другой не может вмешиваться в их цикл общения (кроме главного супервайзера). Тьютеры поочерёдно несут круглосуточное дежурство на сайте. Поэтому выполнения заданий проверяется очень быстро.

 

Таким образом, сайт позволяет осуществлять поливариантное общение, каждый осужденных может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант, главное, что переписка  полностью сохраняется, и в последующем  главный супервайзер может проинспектировать  деятельность тьютора с каждым конкретным осужденным.

 

 

 

Следует отметить, что в отличии от обычных  дистанционных программ, воспитательная программа не предусматривает обеспечение  лабораторно–практической работы. Осужденные на основе заданий самостоятельно выбирают ситуацию и способы ее разрешения. Тьютор только по отчетам отслеживает, наращивает ли осужденный социально–полезные навыки и качества или нет.

 

 

 

Тренировки  не только и не столько закрепляют учебный материал, сколько приучают осужденного совершать социальные поступки, дают ему новый опыт положительного взаимодействия с окружающим миром, укрепляют и повышают его самооценку и уважение к себе, на основе которых только и возможно спокойствие и уважение к другим людям.

 

 

 

Наращивание социального потенциала осужденных преодолевает и еще одну характерную черту осужденных – отсутствие веры в то, что они способны приносить пользу людям. Окружающие, в том числе и сотрудники ИУ, стремятся вызвать у преступников раскаяние, признание своей вины, т.е. неправоты. Но, обладая ничтожными социальными навыками, разуверившись, что могут вносить свой вклад, осужденные до последнего отстаивают свое право «быть правым», часто скрывая это за показным раскаянием, а дальше только совершенствуясь в лицемерии. Именно поэтому в ходе процесса исправления необходимо помочь осужденному нарастить свой социальный потенциал через созидательную деятельность, что поможет ему укрепить чувство собственного достоинства. Когда преступник видит, что еще способен делать что–то полезное и окружающие это оценивают и одобряют, у него хватит духа реально посмотреть на свое прошлое и сделать необходимый вывод на будущее.

 

 

 

Итак, мы имеем своего рода цепочку: знания –  применение – привычка. Ни одно звено  не может быть вырвано, все они  взаимосвязаны. Поэтому упражнение в ходе исправления осужденного не есть дрессировка, а именно сознательная выработка определенного стандарта поведения, развитие нравственного способа решения проблем.

 

 

 

Так как  ДО предполагает самостоятельность  и инициативность обучающегося, то несколько смещаются акценты в деятельности тьюторов. Важной функцией тьютора становится поддержка осужденного, помощь в изучении разделов, способность подбодрить его, приложить усилия для его продвижения и окончания как отдельного курса, так и программы в целом.

 

 

 

Для более  обобщенных выводов о специфике  предоставления воспитательных программ нравственной направленности, как один из метдов исправления осужденных, в дистанционной форме еще  не накоплено достаточно материалов в пенитенциарной практике. Поскольку, пожалуй, единственной на сегодня такой программой является программа Криминон. Пока апробируется бета версия, но в итоге проект будет представлять собой полноценную ON-Line организацию со всеми необходимыми структурами и инструментами.

 

 

 

Итак, исправительные учреждения России имеют положительный  опыт дистанционной формы обучения осужденных, в т.ч. через Интернет. Однако до недавнего времени это  были в основном общеобразовательные  и профессиональные (среднего и высшего  образования) программы. Теперь же появляются первые воспитательные программы нравственной направленности, что значительно повышает эффективность методов исправления осужденных в ИУ. Дистанционные формы воспитательной работы с осужденными позволяют добиться мобильности, сэкономить средства, обеспечивающие учебный процесс, а также предоставить обучение в не зависимости от местоположения ИУ. Кроме того, в субъектно–субъектных отношениях с тьютором осужденный формирует определенную самостоятельность и инициативность (он сам выбирает скорость изучения, время, инициирует общение, в т.ч. если что–то в материале вызывает затруднение). Развитие этих качеств помогает осужденному сохранить себя в условиях практически полной регламентации жизни в колонии. Предоставление материалов посредством сети Интернет также помогает осужденным закрепить и развить навык работы с компьютером и Интернетом, а также способствует расширению круга позитивного общения.

 

 

 

На наш  взгляд, необходимо развивать предоставление программ нравственной направленности, поскольку такие программы дают возможность осужденному переосмыслить свой предыдущий способ поведения, перестроить систему ценностей, развить социально-полезные личностные качества. Последнее, в определенной мере, позволит решить проблему свободного доступа осужденных в мировую сеть (руководство системы сейчас прорабатывает вопросы, связанные с предотвращением выхода осужденных на порносайты, взламывания баз данных и т.п.).

 

 

 

Но остаются нерешенными еще ряд проблем  организационного (в т.ч. освобождение осужденных, которые не закончили обучение) и финансового плана (во многих случаях осужденным предоставляется значительная скидка в оплате, а касательно воспитательных программ – осужденные проходят их бесплатно). Тем не менее, дистанционное обучение прочно входит не только в образовательное, но и в воспитательное пространство УИС. К положительным сторонам этого можно отнести: дополнительную возможность для осужденных сохранить себя в условиях изоляции от общества;

развитие  умственных способностей этих людей, а также навыков работы с компьютером и Интернетом;

позитивную  занятость свободного времени и, как правило, снижение антисоциальных действий со стороны обучающихся  осужденных;

малую похожесть на традиционные формы  работы, что позволяет вовлечь в воспитательно-образовательный процесс осужденных, имеющих неудачный и болезненных опыт предыдущего обучения и общения с преподавателями;

более эффективное и частое общение  с тьютором через Интернет (Однако исследования показывают, что в этом вопросе не все столь однозначно - сами осужденные предпочитают живое общение с преподавателями );

приобретение  обучаемыми навыков самостоятельной  работы и развитие позитивной инициативы;

увеличение  перспектив успешной ресоциализации осужденных, а значит снижение вероятности рецидива.

 
 
 

Кроме того, решается географическая проблема предоставления услуг как для  тех, кто проходит обучение, так и  для тех, кто его предоставляет.

 

Таким образом, современные тенденции  компьютеризации, технологизации процесса обучения сказались и на образовательно-воспитательной среде исправительных учреждений России. Все больше общеобразовательных, профессиональных, воспитательных программ предоставляются в дистанционной форме. Исследователи отмечают, что «обучение оказывает положительное влияние на поведение осужденных в период отбытия наказания, облегчает их социальную адаптацию после освобождения, снижает социальную напряженность в местах лишения свободы, способствует формированию трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции» . А это значит, что осужденные получают возможность жить на свободе без преступлений, а законопослушные граждане – надежду на более спокойное и безопасное социальное окружение.

 
 
 
 

Содержание

 

Введение

Основные средства исправления осужденных

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Главной задачей  уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление  осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных  без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.

Современная уголовная  политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и  особо тяжкими преступлениями при  одновременном смягчении уголовной  ответственности за преступления небольшой  и средней тяжести.

Информация о работе Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных