Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Файлы: 1 файл

Контр.раб. педагогика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

При проживании осужденных за пределами ИУ на них также распространяется ряд режимных требований. Выполняет функции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.

Воспитательная  работа с осужденными к лишению  свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная  работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система  нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно  из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 65 с.

Переубеждение не завершается разрушением ошибочных  взглядов. Решительно преодолеть их можно  только заменив, вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду.

Наибольшую  трудность для воспитателя представляет формирование установки на исправление  у лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы. Они внушают  себе, что если выйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому, мол, нечего думать о каком-то исправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людей встать на путь исправления - большое искусство воспитателя.

Участие в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени исправления, применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно.

Воспитательная  работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методы воспитательной работы - нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее исправлению. Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2006.- 103 с.

Анализ  направлений и основных форм воспитательной работы с осужденными дает основание  для вывода о том, что по своему содержанию она лишена каких-либо карательных  элементов. Однако воспитательная работа осуществляется в рамках режима отбывания, правила которого обеспечивают, в том числе и принудительными средствами, посещение мероприятий воспитательного характера, создают условия для соблюдения осужденными дисциплины и порядка при их проведении.

Общественно полезный труд - каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест).

Наряду  с режимом труд является одним  из важнейших средств исправления  и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.

Воспитательная  роль труда состоит в том, что  он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 74 с.

Производительный  труд в условиях исправительного  учреждения при его правильной организации способствует физическому развитию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обучения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осужденных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.

Труд  в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические  цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.

Одним из важных условий трудового перевоспитания осужденных является изготовление в  процессе труда продукции, пользующейся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное производство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время. Пономарев П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.- М.: Статут, 2009.- 216 с.

Осужденные  привлекаются к труду в центрах  трудовой адаптации осужденных и  производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных  ГУП УИС и др.

Осужденные  мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

Общественно-полезный труд осужденных регулируется Конституцией РФ,. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993(ред. от 30.12.2008). - Консультант-Плюс. - ст. 37. УИК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- ст. 103-107. Приказами и инструкциями МЮ РФ.

Важным  средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного и общего образования. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- ст. 112. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные  связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возможности для реализации воспитывающего обучения имеются и в профтехучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осужденных построена таким образом, что каждый преподаваемый предмет непосредственно связан не только с производственным обучением учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 89с.

Получение общего образования - в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению  свободы до 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы - по желанию).

Получение образования поощряется и учитывается при определении степени исправления.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение  свободы, к общему образованию не привлекаются (им создаются условия  для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания  наказания).

Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.

Профессиональная  подготовка - осужденным, не имеющим  необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

Профессиональное  образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- ст. 108. В исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Для мужчин от 60 и жен от 55 лет, инвалидов 1 и 2 группы - по желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования  и профессиональной подготовки учитывается  при определении степени их исправления.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение  свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Начальное профессиональное образование и  профессиональная подготовка осужденных осуществляется в порядке, устанавливаемом  МЮ РФ по согласованию с Министерством  образования РФ.

Общественное  воздействие реализуется путем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- ст. 142.

Для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса создается попечительный совет при воспитательной колонии из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность этого совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительства РФ.

В целях  повышения эффективности воспитательного  воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах могут  создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Елеонский В.А.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы. - М.: Юристъ, 2008.- 67 с.

Деятельность  родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Общественные  объединения могут оказывать  содействие в работе учреждений и  органов, исполняющих наказание, принимать  участие в исправлении осужденных. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.- ст. 23.

Заключение

Подводя итоги, следует заметить, что при  исполнении наказаний в виде лишения  свободы, исправительных работ, обязательных работ, ограничения свободы, ареста, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части к осужденными применяются наряду с карой и меры педагогического, воспитательного характера, меры исправительного воздействия.

Исправление осужденных - это формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс. - ч. 1 ст. 9.

Исправительное воздействие представляет собой особый вид воспитательного процесса, осуществляемого в процессе исполнения перечисленных выше наказаний. К мерам исправительного воздействия относятся: 1) общественно-полезный труд; 2) воспитательная работа; 3) общеобразовательная и профессиональная подготовка; 4) общественное воздействие; 5) часть режима, в которой отсутствуют элементы кары.

При исполнении наказания в виде лишения свободы  происходит соединение его с мерами исправительного воздействия, т.е. кара или правоограничения соединяются с общественно-полезным трудом, воспитательной работой, обучением в школе, получением специальности, общественным воздействием.

Информация о работе Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных