Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Файлы: 1 файл

Контр.раб. педагогика.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Мы выяснили, что одним из элементов мер  исправительного воздействия является общественно-полезный труд осужденных.

Общественно-полезный труд является основой исправления  осужденных. Основу любого общественного  строя составляет труд.

Именно  в процессе труда вырабатываются такие черты личности гражданина общества, как сознательное отношение  к порученному делу, бережное отношение ко всем формам собственности, чувство коллективизма, дисциплинированность, трудолюбие и т.д.

Воспитательная  работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, труду нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс. - ст. 109, 110. Она представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственно, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующих их исправления.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

1. Применение  к осужденным мер исправительного  воздействия - это особый вид воспитательного процесса, который осуществляется в процессе исполнения уголовных наказаний с целью исправления осужденного.

2. Исправительное  воздействие осуществляют не  только администрация учреждений  и органов, исполняющих наказания,  но и преподаватели школ, ПТУ, общественность.

3. Применение  мер исправительного воздействия  только частично регулируется  уголовно-исполнительным законодательством,  а методика их применения в  большинстве случаев основывается  на положениях педагогики и  психологии, основ воспитания.

Цель  данной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Список  использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993(ред.  от 30.12.2008). - Консультант-Плюс.

 

2. Уголовно-исполнительный  кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009).- Консультант-Плюс.

 

3. Бебенин  В.Г. Об опыте работы ВУЗов  в учреждениях уголовно-исполнительной  системы.- Сетевой электронный научный  журнал «Системотехника». - 2006. - №  2. - http://systech.miem.edu.ru. - С.1-17.

 

4. Елеонский  В.А. Основные средства исправления  и перевоспитания осужденных  к лишению свободы.- М.: Юристъ, 2008.- 761 с.

 

5. Комментарий  к уголовно-исполнительному кодексу  РФ (постатейный) / под ред. А.И.  Зубкова. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.- 984

 

6. Пономарев  П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных  средств исправления и перевоспитания  осужденных к лишению свободы.- М.: Статут, 2009.- 327 с.

 

7. Станиславич  М.Я. Уголовно-исполнительное право.  М.: Новый юрист, 2006.- 469 с.

 

8. Уголовно-исполнительное  право: Учебник / под ред. А.И.  Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.- 623 с.

 

9. Шиханцев  Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 875 с.

 
 
 
 
 

Новые технологии в процессе нравственного  воспитания и исправления осужденных (на примере программы «КРИМИНОН»)

 

Дистанционные формы обучения прочно вошли в  пенитенциарную практику России. Однако сегодня это в основном общеобразовательные  и профессиональные курсы. Воспитательные программы еще единичны, хотя именно они должны являться основой процесса исправления осужденных.

 

Главной задачей уголовно-исполнительной системы  Российской Федерации является исправление  осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных  без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.

 

Растущий  уровень рецидивной преступности (сейчас рецидив равен 46 %) показывает, что  пенитенциарная система пока недостаточно эффективно достигает вышеназванную  цель. Это ведет к усилению криминализации общества, созданию опасного социального окружения, так как вернувшиеся из мест лишения свободы преступники не только продолжают совершать преступления, но и транслируют уголовные понятия и отношения. Последнее ведет к размыванию ценностей общества, принятию криминальных образцов поведения.

 

Следует признать, что УИС России имеет  самый низкий в мире показатель рецидивной преступности. Причиной этого, на наш  взгляд, является система А.С.Макаренко, положенная в основу пенитенциарной теории и практики, а также разработанность методов исправления осужденных, что закреплено на законодательном уровне. Так, уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (п. 2 ст. 9).

 

Пенитенциарная  теория и практика признают обучение одним из главнейших средств исправления  преступников. В УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы и учебно-консультационных пунктов (число последних увеличилось за последний год на 148). Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. В исправительных учреждениях (ИУ) организуется заочное и дистанционное обучение (ДО).

 

Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Казалось бы, зачем ИУ внедрять новые технологии в процесс исправления осужденных? Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся.

 

Кроме того, необходимость введения ДО было вызвано и еще несколькими  причинами. Во–первых, отдаленностью  ИУ от населенных пунктов, во–вторых, невозможностью оплатить поездки преподавателей, в–третьих, отсутствием необходимой материально-технической базы для организации очного обучения. В–четвертых, изменением качественного состава обучающихся: «взросление» осужденных и повышение их образовательного уровня. Основная масса лиц, находящихся в заключении, имеет среднее общее образование. Если сравнить показатели образовательного уровня осужденных начала 70-х годов XX в. и начала XXI в., то можно констатировать значительное увеличение доли лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование (во время специальной переписи осужденных 1970 г. таких было – 4,4 %, сейчас – 21,6 %).

 

В этой связи при обучении взрослых осужденных возникает объективная необходимость  совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности  и качества. Важная роль в решении этой проблемы отводится средствам обучения и организации процесса.

 

Кроме того, на расширение использования  дистанционных форм обучения осужденных повлияли и общероссийские тенденции  изменения образовательной среды, связанные с инновационными процессами компьютеризации общества, развитием новых телекоммуникационных технологий. Что позволяет получать информацию моментально, а также иметь инструменты для ее передачи, обработки и хранения. Основной идеей ДО является самостоятельность в обучении и создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия.

 

Первым  опытом ДО осужденных был совместный проект Московского государственного индустриального университета и Московского государственного института стали и сплавов. Учебный центр был создан в 1995 году в колонии общего режима (учреждение УУ–163/2) в городе Зеленограде. Главной целью была апробация заочного обучения осужденных с использованием элементов технологии ДО. Это позволило внести новые дополнительные элементы в методы исправления, а также облегчить последующую социальную адаптацию осужденных после освобождения. Обучение велось по специальности 0211 «Юриспруденция» и по специальности 0611 «Менеджмент организаций». Центр продолжает действовать до сих пор, совершенствуя технологическую базу и систему предоставления курсов.

 

Полностью обучение через Интернет одной из первых в России стала проводить Шаховская воспитательная колония (Орловская область). После закупки необходимого оборудования, создания компьютерного класса, обучения воспитанников элементарным навыкам работы на компьютерах, преподаватели городского социального техникума начали предоставлять обучение по специальности «Оператор ПЭВМ». Кроме того, параллельно шло освоение одной из систем бухгалтерского учета «1С Бухгалтерия» с целью повышения конкурентоспособности воспитанников при трудоустройстве.

 

В настоящее  время уже многие учебные заведения сотрудничают с УИС и обучают осужденных, если их устав не запрещает прием лиц, имеющих судимость. В этом направлении успешно работают Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет, Московский государственный социальный университет и др. Осужденные обучаются по специальностям «экономика», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа». Обучение положительно отражается на микроклимате в колониях, обеспечивает полезную занятость осужденных, делает содержательным их досуг, позитивно влияет на состояние дисциплинарной практики, а также способствует стабилизации оперативной обстановки. Результаты тестирования осужденных-студентов показали, что у них «развиваются и укрепляются целеустремленность, самостоятельное мышление, чувство ответственности, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается интеллект».

 

В УИС  разрабатываются определенные меры по стимулированию осужденных к повышению  образовательного уровня: перевод на лучшие условия содержания, поощрения, условно-досрочное освобождение.

 

Руководство системы находит дистанционные  формы обучения достаточно перспективными. В настоящее время в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное  агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет колоний России. В соответствии с программой осужденные 303 вечерних образовательных школ при исправительных учреждениях получат доступ в Интернет. На сегодня подключены к сети уже 11 из них (ГУФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН РФ по Сахалинской области, ГУФСИН РФ по Приморскому краю, Кемеровской, Самарской, Томской областям, Пензенской, ГУФСИН РФ по Красноярскому краю). В Каннской воспитательной колонии в этом году даже прошел первый телемост между студентами Юридического института (г. Красноярск) и несовершеннолетними осужденными. Воспитанников интересовали возможность обучения в институте, вопросы молодежного досуга, ответственности родителей за воспитание детей. Помимо студентов Юридического института в беседе приняли участие английские преподаватели из Школы права университета г. Нью–Кастл, которые рассказали о проведении подобных мероприятий в своей стране. Сейчас принимаются меры по нормативному регулированию порядка подключения ИУ к сети Интернет, разрабатываются рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, Инструкция о порядке защиты информации и исключению несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам.

 

Таким образом, новые информационные технологии прочно вошли в практику исправительного  процесса осужденных. Новые методы решают многие проблемы УИС, а, кроме  того, расширяют круг обучающихся, что  повышает шансы этих людей на последующую  социальную адаптацию. Однако, главная цель внедрения новых технологий в методы исправления осужденных не только и не столько в повышении уровня образования (что так же необходимо), сколько в исправлении осужденного. Ведь основание существования исправительной системы – это возращение в общество правопослушных людей. Созидательных граждан, с готовностью вносящих свой вклад в развитие общества и соблюдающих закон не из страха наказания, а исходя из внутренней потребности. Другими словами, базовым действием в процессе исправления должно являться и является нравственное исправление. Поэтому важно рассмотреть то, насколько новые технологии используются в процессе коррекции нравственных начал осужденных. В этой связи представляется интересным опыт дистанционного предоставления воспитательных программ нравственной направленности. Такие программы отличаются от общеобразовательных и профессиональных программ прежде всего решаемыми задачами. Здесь на первое место выходит формирование нравственности и развитие социально полезных навыков осужденных.

 

Сегодня воспитательная работа с осужденными  в дистанционной форме еще  редкость. Поэтому интересен в  этом плане опыт работы программы  Криминон. Криминон (что значит «Нет преступности») – это лицензионная программа социальной реабилитации осужденных. Программа состоит из восьми разделов: «Дорога к счастью», «Улучшение способности к обучению», «Как справляться с подавлением», «Достоинство и целостность личности», «Общение», «Этика и состояния», «Понимание и преодоление наркотической зависимости», «Как жить с детьми». Разделы предоставляются на сегодня очно, заочно, дистанционно. Длительность изучения - от четырех до десяти недель. Но каждый осужденный проходит их в своем темпе. Разделы включают презентацию материалов, самостоятельную подготовку, практические задания, контроль знаний и коррекцию.

 

Материалы рассчитаны, с одной стороны, на обучающихся  с различным уровнем образования (в т.ч. достаточно низким). Поэтому  изложение материала простое. С  другой, на обучающихся с деформированными системами ценностных ориентаций. Поэтому материалы содержат нравственные нормы, задания на переосмысления прошлого опыта, а также тренировки в повседневной жизни социально одобряемых форм поведения (доброжелательность, искренность, отзывчивость и т.д.). Основное правило программы - это применение человеком в текущей жизни изученных принципов. Каждый осужденный учится не только вести себя этично, но и знать, почему и зачем он это делает. До 2007 года программа предоставлялась с элементами ДО. Инструкторы программы пересылали осужденным материалы разделов, получали сделанные задания и осуществляли коммуникацию посредством электронной почты.

Информация о работе Понятие и педагогическая сущность системы средств исправления осужденных