Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:33, реферат
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [3; 57]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция».
Введение
1. Понятие и сущность девиантного поведения
2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность девиантного поведения
2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения
Заключение
Список
литературы
Введение
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [3; 57]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии - Джон Уотсон - говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» [3; 58].
Современное
понимание поведения выходит
далеко за рамки совокупности реакций
на внешний стимул. Так, в психологическом
словаре поведение определяется
как «присущее живым существам
взаимодействие с окружающей средой,
опосредованное их внешней и внутренней
активностью» [7;276]. Под внешней активностью
человека понимаются любые внешние
проявления: движения, действия, поступки,
высказывания, вегетативные реакции. Внутренними
составляющими поведения
Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации - индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:
- радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира;
-
гиперадаптация - самореализация через
влияние личности на
-
гармоничная адаптация - самореализация
личности в социуме
конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;
- девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);
-
социально-психологическая
Поведение человека определяется множеством социальных и биологических факторов.
Особого
внимания заслуживает вопрос о детерминации
отклоняющегося поведения. Под детерминацией
понимается совокупность факторов, вызывающих,
провоцирующих, усиливающих или
поддерживающих отклоняющееся поведение.
Детерминирующие факторы
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
-
внешние условия физической
- внешние социальные условия;
-
внутренние наследственно-
- внутри личностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
Целью
данной работы является: рассмотреть проблему
психогенетики девиантного и аномального
поведения.
1. Понятие и сущность
девиантного поведения
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося [2;126]. В строгом смысле определение понятий «нормальное / аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.
Тем не менее в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.
В
строгом смысле «нормальным» считается
все, что соответствует принятой
в данной науке в данное время
норме-эталону. Способы получения
нормы нередко называют критериями.
Одним из самых распространенных
и общих является статистический
критерий (метод), который позволяет
определить норму для любого явления
с помощью подсчета частоты, с
которой оно встречается в
популяции. С точки зрения математической
статистики нормально все то, что
встречается часто, т. е. не реже чем
в 50 % случаев. В соответствии с законом
нормального распределения 2 - 3 % людей
по обе стороны от «нормального»
большинства будут иметь
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Наряду
со статистическим в гуманитарных науках
также используются специальные
критерии оценки нормальности / аномальности
поведения личности: психопатологический,
социально-нормативный и
Психопатологический критерий используется в медицине.
С
точки зрения психопатологического
критерия все поведенческие проявления
можно разделить на две группы:
нормальные и патологические в значении
«здоровье - болезнь». В уставе Всемирной
организации здравоохранения
В классификации болезней девиантное поведение не выделено, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Например, «акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [6; 10]. Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах приблизительно 50 % населения относится к акцентуированным личностям [6;19]. При этом большая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.
Аналогично,
любое расстройство из области психической
патологии (психопатии, неврозы, психозы
и т.д.) неоднозначно связано с
отклоняющимся поведением. В некоторых
случаях психические
Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.
С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. Например, советское государство культивировало такие качества «строителя коммунизма», как чувство долга, идейная преданность, коллективная ответственность, унитарное мышление. Со времен перестройки важную роль стали играть личная инициатива, самостоятельность, гибкость.
С
точки зрения социально-нормативного
критерия ведущим показателем
Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются:
-
сниженная обучаемость,
- хроническая или выраженная не успешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье);
-конфликты с законом;
- изоляция [5; 143].
В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться:
-
негативная внутренняя
-
завышенные претензии к
-
хронический эмоциональный
- неэффективность само регуляции;
-конфликтность
и слабая развитость
-
когнитивные искажения
Человек может переживать различные чувства - от легкой тревоги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием.
Индивидуально-