Понятие и сущность агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:33, реферат

Краткое описание

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [3; 57]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция».

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность девиантного поведения
2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Понятие и сущность девиантного поведения

2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения

Заключение

Список  литературы 

 

      Введение 

     В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные  представления о человеческом поведении  получили особенно бурное развитие в  начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [3; 57]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии - Джон Уотсон - говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» [3; 58].

     Современное понимание поведения выходит  далеко за рамки совокупности реакций  на внешний стимул. Так, в психологическом  словаре поведение определяется как «присущее живым существам  взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [7;276]. Под внешней активностью  человека понимаются любые внешние  проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними  составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная  переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [3;59].

     Одним из наиболее существенных свойств человеческого  поведения является то, что оно  социально по своей сути - оно  формируется и реализуется в  обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его  тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение  личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию  к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации - индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

     - радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

     - гиперадаптация - самореализация через  влияние личности на социальную  жизнь посредством ее сверхдостижений;

     - гармоничная адаптация - самореализация  личности в социуме посредством  ориентации на социальные требования;

     конформистская  адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

     - девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

     - социально-психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов  самореализации и адаптации [3;61].

     Поведение человека определяется множеством социальных и биологических факторов.

     Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией  понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или  поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют  на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем [3; 65].

     В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся  поведение личности:

     - внешние условия физической среды;

     - внешние социальные условия;

     - внутренние наследственно-биологические  и конституциональные предпосылки;

     - внутри личностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

     Целью данной работы является: рассмотреть проблему психогенетики девиантного и аномального поведения. 

 

      1. Понятие и сущность девиантного поведения 

     В большинстве наук принято деление  явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать  нормальным?» является центральным  для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося [2;126]. В строгом смысле определение  понятий «нормальное / аномальное»  поведение затруднено, а границы  между ними весьма размыты.

     Тем не менее в науке и в обыденной  жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным  расстройством, к тому же характерное  для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно  разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

     В строгом смысле «нормальным» считается  все, что соответствует принятой в данной науке в данное время  норме-эталону. Способы получения  нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет  определить норму для любого явления  с помощью подсчета частоты, с  которой оно встречается в  популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что  встречается часто, т. е. не реже чем  в 50 % случаев. В соответствии с законом  нормального распределения 2 - 3 % людей  по обе стороны от «нормального»  большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному  качеству (интеллект, общительность, эмоциональная  устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается  у большинства людей [3; 67].

     Статистический  критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени  его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

     Наряду  со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные  критерии оценки нормальности / аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.

     Психопатологический критерий используется в медицине.

     С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь». В уставе Всемирной  организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов» [1;391]. Болезнь - «жизнь, нарушенная в своем  течении повреждением структуры  и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при  реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных  механизмов; болезнь чаще характеризуется  общим или частичным снижением  приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного» [1; 398]. Патология при этом - «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы.

     В классификации болезней девиантное поведение не выделено, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Например, «акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [6; 10]. Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах приблизительно 50 % населения относится к акцентуированным личностям [6;19]. При этом большая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.

     Аналогично, любое расстройство из области психической  патологии (психопатии, неврозы, психозы  и т.д.) неоднозначно связано с  отклоняющимся поведением. В некоторых  случаях психические заболевания  могут сопровождаться поведенческими нарушениями, вызывая патогенную дезадаптацию. В других случаях психических  расстройств поведенческие девиации отсутствуют.

     Следующий, социально-нормативный, критерий имеет  чрезвычайно важное значение в различных  областях общественной жизни. Поведение  каждого человека ежедневно оценивается  и регулируется с помощью разнообразных  социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.

     С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие  в нем. Например, советское государство  культивировало такие качества «строителя коммунизма», как чувство долга, идейная преданность, коллективная ответственность, унитарное мышление. Со времен перестройки важную роль стали играть личная инициатива, самостоятельность, гибкость.

     С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется  оптимальным равновесием между  ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование  индивидуальности, например в форме  конформизма - полного подчинения интересов  личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация - это состояние сниженной  способности (нежелания, неумения) принимать  и выполнять требования среды  как личностно значимые, а также  реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [4; 86].

     Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными  проявлениями дезадаптации являются:

     - сниженная обучаемость, неспособность  зарабатывать своим трудом;

     - хроническая или выраженная не успешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье);

     -конфликты  с законом;

     - изоляция [5; 143].

     В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться:

     - негативная внутренняя установка  по отношению к социальным  требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

     - завышенные претензии к окружающим  при стремлении самому избегать  ответственности, эгоцентризм;

     - хронический эмоциональный дискомфорт;

     - неэффективность само регуляции;

     -конфликтность  и слабая развитость коммуникативных  умений;

     - когнитивные искажения реальности [3;97].

     Человек может переживать различные чувства - от легкой тревоги и неуверенности  в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием.

     Индивидуально-психологический  критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

Информация о работе Понятие и сущность агрессии