Понятие и сущность агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:33, реферат

Краткое описание

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [3; 57]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция».

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность девиантного поведения
2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

     В соответствии с данным критерием  современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и само реализацию личности. В связи  с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению  к внешнему миру и себе, способность  принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность  за собственное поведение. Самоопределение  в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем  признаются ведущими задачами индивидуального  развития.

     Отклоняющееся поведение занимает свою собственную  нишу в ряду психических феноменов.

     В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение).

     В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [ 4;257] девиантное поведение выступает  предметом психологии, педагогики и  психиатрии. В значении «социальное  явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся  в данном обществе нормам и ожиданиям» [4; 257] оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.

     Таким образом, отклоняющееся поведение личности - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

психогенетика девинтный аномальный поведение

     2. Проблемы психогенетики девиантного и аномального поведения 

     Важным  фактором, влияющим на поведение личности, выступают внутренние, биологические, условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

     Современные исследования биологических детерминант  поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно - генетике.

     С именами выдающихся ученых XIX в. Фрэнсиса Гальтона (1822 - 1911) и Грегора Менделя (1822 - 1884) связано начало развития психогенетики. В 1865 г. они опубликовали результаты первых исследований в области психогенетики, или евгеники. В последующие годы Ф. Гальтон провел систематическое изучение индивидуальных различий, впервые используя близнецовый и статистический методы [8;18]. Его работы положили начало многочисленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались в гораздо меньшей степени.

     Одним из немногих исключений являются исследования экстраверсии и нейротизма, проведенные во многих странах мира. Например, изучение 15 тыс. пар родственников в Америке, Австралии и Европе (1992) методом поперечных срезов, предпринятое шведским ученым Нэнси Петерсон, позволило сделать два основных вывода: свойства нейротизма и экстраверсии характеризуются генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза; с увеличением возраста показатели наследуемости снижаются (особенно в случае нейротизма) [ 8; 406].

     Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, постольку можно считать отклоняющееся  поведение генетически обусловленным (хотя и опосредованно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с  индивидуально-типологическими особенностями  заключенных, сделал вывод, что экстраверты  более, чем интроверты, склонны к  совершению преступлений, что, по его  мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность  переносить стресс [6; 115].

     В рамках биокриминологии предпринимались  целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) поведением и наследственными особенностями  человека. Одним из доказательств  данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведённые  в середине 60-х гг. XX в. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно). В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней Y-хромосомы может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост, быстрое созревание, низкий интеллект [8; 231].

     Несмотря  на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью  и поведением признается многими специалистами.

     Как известно, свойства нервной системы  определяют темперамент человека - динамическую составляющую его психической  жизни. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование детей первого года жизни позволило  сделать вывод, что в первые месяцы жизни ведущую роль играют такие  факторы, как пренатальные условия  и особенности родов. Генетически  заданная индивидуальность в сфере  динамических характеристик (т.е. темперамента) проявляется примерно с 9-месячного  возраста. Были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения  ребенка: активность; ритмичность физиологических  реакций; реакция приближения или  удаления в ответ на появляющиеся стимулы; адаптивность к новой ситуации; интенсивность эмоциональных реакций  любого знака; порог реактивности; доминирующее настроение; отвлекаемость; настойчивость  и длительность сохранения внимания. Был выделен «синдром трудного темперамента». Его признаками являются: низкая ритмичность» преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и  высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни [ 8;241].

     По  данным близнецового исследования А. Торгерсена, из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют  высокую генетическую составляющую: слабая реакция, высокая интенсивность  реакций, низкая ритмичность. В то время  как плохая адаптивность определяется преимущественно общесемейной средой, а негативное настроение - индивидуальной средой (хотя влияние наследственности также констатируется) [ 8;243].

     В целом современные знания позволяют  говорить о том, что наследуется  не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения (например, преступность), а  определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность  формирования девиантности, например импульсивность или стремление к  лидерству.

     Попытки объяснить поведенческие девиации с точки зрения только биологических  факторов нередко терпят фиаско. К.Льюис  с коллегами, изучая факторы опасного поведения детей, пришли к выводу, что хотя нарушения нервной системы  встречаются достаточно часто, насильственное поведение ребенка оказывается  гораздо более тесно связанным  с такими микросоциальными условиями, как насильственные действия со стороны  отца по отношению к матери или  психическое заболевание матери [ 8; 248]. Не исключено, что существуют некие биологические личностные характеристики, например потребность  в повышенной эмоциональной стимуляции или стремление к доминированию, которые и создают видимость  тесной связи между биологией  и склонностью к девиантному  поведению.

     Таким образом, внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон. 

 

      Заключение 

     Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества.

     Отклоняющееся поведение может проявляться  в самых разнообразных формах активности личности.

     Основные  отличительные признаки девиантного  поведения - отклонение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окружающих, повторяемость, усиливающаяся  дезадаптация.

     Важным  фактором, влияющим на поведение личности, выступают внутренние, биологические условия, в том числе наследственно-генетические особенности личности.

     Многочисленные  концепции отклоняющегося поведения  не противоречат, а гармонично дополняют  друг друга, освещая данное явление  с различных сторон.

     В целом отклоняющееся поведение  личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических  факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему  отношений личности. 

 

      Список литературы 

1. Братусь  Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

2. Годфруа  Ж. Что такое психология. - М., 1992.

3. Змановская  Е. В. Девиантология. М.,2008.

4. Клейнберг  Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.

5. Кондратенко  В. Т. Девиантное поведение  у подростков: Социально-психологические  и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.

6.Леонгард  К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

7. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1995.

8. Равич-Щербо  И.В. Психогенетика. - М., 2002.

Размещено на Allb

Информация о работе Понятие и сущность агрессии