Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Конституция РФ содержит три формулы - основополагающие начала правового статуса судей: “судьи независимы” (статья 120), “судьи несменяемы” (статья 121), “судьи неприкосновенны" (статья 122). Независимость судей означает, что при осуществлении своих судейских полномочий они подчинены только Конституции и закону; никто не вправе давать им какие-либо указания, оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать какие-либо официальные объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия влечет за собой различные виды ответственности вплоть до уголовной. Создание подлинно независимого суда в РФ - это большая социальная проблема, решение которой хотя и заметно продвинулось, но все еще отягощено наследием прошлого, когда суды были зависимы от партийных и советских властей и активно функционировало “телефонное право”. Важнейшей гарантией независимости судей, как и судебной власти в целом, является несменяемость судей.
Введение …...........................................................................................................3
Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации
1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1.2 Статус судей и о деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
2.1 Правовой Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда
Заключение
Список используемой литературы
Список принятых сокращений
Установлена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда.
В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган или высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны в установленные сроки (от 2 до 6 месяцев) принять новый нормативный акт, признанный неконституционным. Определенно, что при неисполнении решения Конституционного Суда применяются механизмы ответственности, предусмотренные федеральным законодательством.
В заключение отметим важную роль Конституционного Суда, связанную с конкретными сторонами деятельности других правоохранительных органов. Среди многих решений Конституционного Суда, в качестве примера, сошлемся на некоторые из них, относящиеся к деятельности суда, следствия и других правоохранительных органов.
По вопросам судебного рассмотрения дел:
Ш Постановлением от 28 ноября 1996г. № 19-П по делу о проверке
конституционности ст.48 УПК РСФСР признана неконституционной норма, наделяющая судью полномочиями возбуждать уголовное дело по подготовленным в протокольной форме материалам органом дознания и формулировать обвинение, т.е. иначе говоря, из круга обязанностей правосудия исключена несвойственная ему функция осуществления уголовного преследовании;
Ш Постановлением от 16 марта 1998 г. № 9-П по делу о проверке
конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР запрещена передача дел из суда, которому они подсудны, в другой суд, без принятия соответствующего процессуального акта, обосновывающего такое решение;
Ш Постановлением от 2 июля 1998 г. по делу о проверке
конституционности отдельных положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР признаны неконституционными нормы, исключающие возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определения судов первой инстанции о назначении, переносе срока судебного заседания или о направлении дела на дополнительное расследование до постановления приговора по существу.
По вопросам предварительного расследования:
Ш Постановление от 3 мая 1995 года № 4-П по делу о проверке
конституционности ст. ст.220.1 и 220.2 УПК РСФСР расширило круг лиц, имеющих право на судебное обжалование ареста на предварительном следствии, включив в их число также защитников или законных представителей арестованного, причем рассмотрение жалобы осуществляется не только судом по месту содержания лица под стражей, но и другими судебными инстанциями;
Ш Постановление от 13 ноября 1995 г. № 13-П по делу о проверке
конституционности ст. 209 УПК РСФСР ввело право обжалования постановления о прекращении уголовного дела не только вышестоящему прокурору, но и в суд.
По вопросам деятельности других правоохранительных органов:
Ш Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П по проверке конституционности ст.11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" подтвердило возникшее и подвергнутое сомнению при рассмотрении конкретных дел право производить взыскания с юридических лиц недоимки и пени, в случае задержки уплаты налогов, в бесспорном порядке. Эту же позицию подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 мая 1998 г. № 14-П применительно к взысканиям штрафов за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин, сохранив право на последующее судебное обжалование.
Принципиальная позиция Конституционного Суда высказана и по вопросам административной деятельности правоохранительных органов. Постановлением от 28 мая 1999 г. признаны неконституционными нормы ст. ст.226 и 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, исключающие право граждан обратиться в суд для проверки законности судебного решения нижестоящего суда по делу об административном правонарушении. Принятые Конституционным Судом еще в 90-х годах постановления способствовали устранению нарушений прав граждан, укреплению авторитета закона и повышению роли правоохранительных органов в обеспечении их правоохранительных функций. Принципиальная позиция Конституционного Суда по существу предопределила новые подходы к совершенствованию уголовного, гражданского, арбитражного и административного законодательства, что и нашло отражение в соответствующем законодательстве, принятом за последние 2-3 года.
конституционный суд судья полномочие
1.2 Статус судей и о деятельности
Конституционного Суда
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. закрепил особое правовое положение Конституционного Суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.
Судьей Конституционного Суда может быть гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Детально регламентирована и процедура назначения на судейскую должность. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда могут вноситься Президентом РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда.
Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. содержит перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительства, кроме законного представительства, в суде, в арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельность. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г.
На судей Конституционного Суда распространяются гарантии, установленные для всех судей РФ в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992г. "О статусе судей Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001г. Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.
Материальные гарантии, связанные с оплатой труда, социальным обеспечением, предоставлением жилья, социально-бытовым обслуживанием устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным для всех иных судей высших судов РФ. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992г. "О статусе судей Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001г.
Деятельность Конституционного Суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана.
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом Конституционного Суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях могут рассматриваться любые вопросы и исключительно - наиболее важные дела: о соответствии Конституции РФ конституционно-правовых актов субъектов РФ, толковании Конституции РФ и дача заключения о соблюдении порядка импичмента Президенту Российской Федерации. Остальные дела могут рассматриваться в заседаниях палат.
В пленарных заседаниях также принимаются послания Конституционного Суда, решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой, формируется персональный состав палат, принимается Регламент Конституционного Суда, распределяются дела между палатами, принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях избирается Председатель, его заместитель и судья-секретарь Конституционного Суда. Выборы проводятся в индивидуальном порядке, тайным голосованием, сроком на 3 года. По истечении этого срока они могут быть избраны на новый срок. Рассмотрение вопроса о досрочном освобождении этих лиц возможно по инициативе не менее пяти членов Конституционного Суда и производится большинством не менее двух третей от общего числа членов Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда:
· руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует в заседаниях;
· вносит вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
· представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
· осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений и служб, а также штатное расписание аппарата.
Вопросы организации внутренней деятельности Конституционного Суда детализируются в Регламенте Конституционного Суда. Регламент устанавливает порядок определения персонального состава палат и распределения дел между ними, очередность рассмотрения дел, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства, требования к работникам аппарата и некоторые другие вопросы. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 2001, № 51, ст. 4834
Существенной стороной гарантий деятельности Конституционного Суда является обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях. Финансирование Конституционного Суда производится за счет отдельной строки федерального бюджета и не может быть уменьшено по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Конституционному Суду, находится в его оперативном управлении.
Какое бы то ни было ограничение установленных законом правовых, организационных, финансовых, материально-технических и других условий его деятельности не допускается.
Присяга судьи Конституционного Суда гласит: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 7, ст. 795.
Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
2.1 Правовой Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.