Суды субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации- это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Оглавление

Введение.
1. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации.
• Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
• Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ
2. Мировые судьи субъектов Российской Федерации.
• Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения.
• Компетенция мирового судьи.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

суды РЕФЕРАТ.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ »

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной дисциплине

«Правоохранительные органы»

 

на тему:

«Суды субъектов Российской Федерации»

 

 

 

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2013

 

 

 

 

План.

Введение.

1. Конституционный (уставной) суд  субъекта Российской Федерации.

  • Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
  • Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ

2. Мировые судьи субъектов Российской Федерации.

  • Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения.
  • Компетенция мирового судьи.

Вывод.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 4, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации").

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации- это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных  правовых вопросов о соответствии принимаемых  органами власти субъектов РФ нормативных  правовых актов Конституции или  уставу субъекта.

Мировые судьи в РФ являются судьями  общей юрисдикции субъектов РФ и  входят в единую судебную систему  РФ.

Основная задача мировых  судей – рассматривать и разрешать  правовые споры, которые наиболее часто  встречаются в повседневной жизни  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации.

Во многих конституциях республик  прямо указывается на осуществление  в них судебной власти также в  форме конституционного производства. В связи с этим конституционный  суд включается в судебную систему  республики и является ее составной  частью. Основное предназначение конституционных  судов республик как органов  конституционного правосудия дается в  Конституциях через определение  понятия этого органа либо обозначения  целей его деятельности. В качестве целей деятельности Конституционного Суда, Конституции республик называют защиту конституционного строя республики, основных прав и свободу человека, поддержание верховенства и непосредственного  действия Конституции республик  на всей ее территории.

Роднят Конституционные Суды с  судами общей юрисдикции общие принципы судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность, непрерывность, состоятельность  и равноправие сторон. Они закреплены во всех законах республик о Конституционном  Суде.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится не за счет федерального бюджета, а за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Субъект Российской Федерации  в значительной степени самостоятелен  в решении вопросов организации  конституционных (уставных) судов. Выбор  того или иного варианта находится  на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом  правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые  сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным  Судом РФ.

Порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов  субъектов Российской Федерации  устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:

1. Численный состав названных  судов находится в пределах  от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей, а, например, в Московской области Уставный суд состоит из семи судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей, как в Москве. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.

2. Судьи назначаются на должность  по-разному. Один из вариантов  - высшее должностное лицо субъекта  Федерации вносит кандидатуры  (предложения могут поступать  от уполномоченных органов и  сообществ) на рассмотрение законодательного  органа, который путем тайного  голосования принимает соответствующее  решение. Так происходит в Москве. Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты обл.думы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем - не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга - не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного - в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.

3. Организационные и представительские  функции в Конституционных (уставных) судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.

При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось  три подхода:

1) устанавливаются специально фиксированные  сроки полномочий председателя  и других должностных лиц, как  правило, три - четыре года.  При этом не исключается повторное их избрание на данные должности;

2) сроки полномочий названных  должностных лиц уравниваются  со сроками полномочий судей;

3) сроки полномочий не закрепляются, но по умолчанию они, надо  полагать, уравниваются со сроками  полномочий судей.

В конституциях и главным образом  в законах республик устанавливаются  определенные требования к кандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных  качеств. Судьей может быть избран или  назначен, как правило, гражданин  соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти  во всех республиках от кандидата  в судьи требуется высокий  уровень профессиональных знаний, а  также моральные качества, необходимые  для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие  высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической  специальности.

Так, например, в Москве и Московской области следующие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда: гражданин РФ, возраст от 25 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

В республиках, учредивших конституционные  суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством многих субъектов РФ уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, являются:

  • нарушение порядка избрания судей Конституционного суда;
  • утрата гражданства республики;
  • вступивший в силу обвинительный приговор суда;
  • совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • занятие или совершение действий, несовместимых с его должностью;
  • отсутствие судьи на заседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  • неспособность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, и является официальным  уведомлением об открытии вакансии.

Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации  может создаваться субъектом  РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст.27, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации").

Конституционные суды рассматривают  дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и  споры. С учетом уже предложенных в научной и специальной литературе моделей классификации предметной компетенции Конституционного суда можно выделить следующие полномочия:

1) контроль за конституционностью  правовых актов республики, ее  договора с РФ и другими  субъектами Федерации, а также  международных договоров;

2) официальное толкование Конституции  республики;

3) разрешение споров о компетенции  между органами государственной  власти республики; между ними  и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав  и свобод граждан по их жалобам  и запросам судов о неконституционности  закона республики, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

5) контроль за решением Парламента  о назначении;

6) контроль за конституционностью  политических партий и иных  общественных объединений; разрешение  конституционно-правовых споров  между общественными организациями  и государственными органами;

7) защита Конституции республики  от нарушения ее высшими должностными  лицами, а в некоторых случаях  - другими должностными лицами  и судьями; участие в процедуре  подтверждения стойкой неспособности  президента по состоянию здоровья  выполнять свои функции;

8) защита Конституции от нарушения  ее Парламентом республики путем  дачи заключения, служащего основанием  для решения вопроса о роспуске  Парламента;

9) дача заключений о соответствии  Конституции республики действующих  на ее территории законов, других  нормативных актов и международных  договоров республики, о нарушении  республиканского суверенитета  федеральными органами государственной  власти и управления;

Информация о работе Суды субъектов Российской Федерации