Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект рассмотрения настоящей работы общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, исследующие и регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.
Целью дипломной работы является исследование уголовно-правовой охраны и защиты окружающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды;
- исследовать объективные и субъективные признаки составов изучаемых преступлений;
- исследовать законодательства об уголовно-правовой охране окружающей среды;
- обозначить основные виды борьбы с нарушениями экологического законодательства и назначения наказания за их совершение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……2-4
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.
1.1:Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………………………………………5-13
1.2:Понятие внешней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства……………………………………...……...14-17
1.3:Понятие внутренней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………..............................................18-22
Глава 2:Особенности отдельных статей, связанных с нарушением экологического законодательства.
2.1:Общая характеристика экологических преступлений…........................…23-28
2.2:Экологические преступления общего характера…………………….…...28-37
2.3:Специальные экологические преступления….………………….………..37-61
Глава 3:Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства.
3.1:Особенности наказания за нарушение экологического законодательства……………………………………..........................................62-68
3.2:Особенности профилактики нарушений экологического законодательства……………………………………….…………………….....69-75
Заключение………………………………………………………….76-79
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 182.03 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………..……2-4

Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.

1.1:Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………………………………………5-13

1.2:Понятие внешней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства……………………………………...……...14-17

1.3:Понятие внутренней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………..............................................18-22

Глава 2:Особенности отдельных статей, связанных с нарушением экологического законодательства.

2.1:Общая характеристика экологических преступлений…........................…23-28

2.2:Экологические преступления общего характера…………………….…...28-37

2.3:Специальные экологические преступления….………………….………..37-61

Глава 3:Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства.

3.1:Особенности наказания за нарушение экологического законодательства……………………………………..........................................62-68

3.2:Особенности профилактики нарушений экологического законодательства……………………………………….…………………….....69-75

Заключение………………………………………………………….76-79

Список литературы……………………………………………………80

 

Введение.

 

Актуальность.  С каждым годом увеличивается степень нашего воздействия на природу. Это предполагает повышение ответственности каждого человека и общества в целом за состояние окружающей среды. Надо, чтобы разумное отношение к природе стало убеждением, потребностью каждого человека.

Правовой аспект охраны окружающей среды представляет собой совокупность всех государственных мероприятий, закрепленных в праве и осуществляемых в целях сохранения и улучшения благоприятных условий для жизни человека, предупреждения вредного влияния общества на окружающую природную среду, что, в конечном счете, обеспечивает сохранение здоровья человека. Правовой охране подлежит природная среда, доступная практическому воздействию деятельности человека.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

Право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей права на жизнь, поскольку право на жизнь, например, можно считать нарушенным, если государство законодательно не закрепит недопустимость сбрасывания ядовитых отходов в окружающую среду и не закрепит ответственность в случае нарушения указанной нормы.

Согласно ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Из приведенных положений следует, что охрана окружающей среды рассматривается современным российским законодательством как неотъемлемая обязанность и важнейшая функция государства. Вместе с тем, состояние окружающей среды в России характеризуется глобальным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду - растут суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, объемы образования отходов на фоне снижения их переработки, объемы загрязненных сточных вод.

Актуальность темы работы заключается в том, что создавшееся положение с защитой окружающей среды в России, а также использованием природных ресурсов связано с отсутствием продуманной, четкой и последовательной политики государственного регулирования деятельности различных субъектов, решающих задачи в этой сфере: федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, объектов реального сектора экономики.

Объект рассмотрения настоящей работы общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, исследующие и регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.

Целью дипломной работы является исследование уголовно-правовой охраны и защиты окружающей среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды;

- исследовать объективные  и субъективные признаки составов  изучаемых преступлений; 
- исследовать законодательства об уголовно-правовой охране окружающей среды; 
- обозначить основные виды борьбы с нарушениями экологического законодательства и назначения наказания за их совершение.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.

 

1.1: Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.

 

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам:

1) до 1917 г.,

2) в советский период,

3) на современном этапе. 
  

Первый этап (до 1917г.):    Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в "Русской правде" (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В "Русской правде" устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, то есть дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 "Пространной правды" за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар.  Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, "бить батогами нещадно", "бити кнутом без всякой пощады", отсечение левой кисти руки. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, а в третий раз - отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.). 
С XVII века охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), предусмотревший, "чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было". 
            В XVII веке в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались как способы добычи, так и размеры добываемых видов, например рыб. 
Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота "О воспрещении ловить капканами бобров и выдр". 
В XVII веке, когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди "старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни". 
            В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными.  
Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Так, по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики в Москве предписывалось, чтобы "...падежные лошади и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали в землю не мелко... а в улицах и за городом, в слободах падежных лошадей и всякую падежную скотину и собак мертвых и кошек и... ничего мертвого... нигде не метали...". В соответствии с правовым актом "Учреждения для управления губерний" 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 г. возлагал обязанности "смотрения о чищении, о мощении улиц" на частного пристава. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше оного по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей". В 1833 г. были изданы Правила "О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге", которые предусматривали, что "все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы". В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе.  
            В начале XX века в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или Министерства просвещения.  
Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: "В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству". Но уже в 1915 - 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы.  
    

Второй этап (в советский период):     Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем. 
Вплоть до 70-х годов в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х годов был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920 г.), Постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921 г.), Декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919 г.) и др.  
            Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то эти ресурсы находились в исключительной собственности государства. Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота. 
            Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е годы применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.  
            Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти Законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик иные отрасли - водное, лесное, горное - стали развиваться как самостоятельные отрасли права и законодательства и получили научное и официальное признание в качестве таковых. В этот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Информация о работе Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства