Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект рассмотрения настоящей работы общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, исследующие и регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.
Целью дипломной работы является исследование уголовно-правовой охраны и защиты окружающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды;
- исследовать объективные и субъективные признаки составов изучаемых преступлений;
- исследовать законодательства об уголовно-правовой охране окружающей среды;
- обозначить основные виды борьбы с нарушениями экологического законодательства и назначения наказания за их совершение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……2-4
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.
1.1:Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………………………………………5-13
1.2:Понятие внешней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства……………………………………...……...14-17
1.3:Понятие внутренней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………..............................................18-22
Глава 2:Особенности отдельных статей, связанных с нарушением экологического законодательства.
2.1:Общая характеристика экологических преступлений…........................…23-28
2.2:Экологические преступления общего характера…………………….…...28-37
2.3:Специальные экологические преступления….………………….………..37-61
Глава 3:Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства.
3.1:Особенности наказания за нарушение экологического законодательства……………………………………..........................................62-68
3.2:Особенности профилактики нарушений экологического законодательства……………………………………….…………………….....69-75
Заключение………………………………………………………….76-79
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 182.03 Кб (Скачать)

- лишение свободы на  определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Применение уголовной наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.   

Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.

Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно.

 

 

 

 

 

 

 

3.2: Особенности профилактики нарушений экологического законодательства.

 

 

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем)93.

Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:

-  государственный экологический контроль;

-  производственный экологический контроль;

-  муниципальный экологический контроль;

-  общественный экологический контроль.

Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:

-  обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

-  соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

-  обеспечения экологической безопасности.

Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках Постановления от 29 октября 2002 г. № 777 перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

Основные признаки государственного экологического контроля следующие:

1)  осуществляется от имени государства;

2)  осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3)  носит вне- и надведомственный характер;

4)  представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

5)  сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения.

В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни Российское государство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль.

Производственный экологический контроль согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля «включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности».

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.       Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах:

а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания;

б) референдумы;

в) общественная экологическая экспертиза;

 г) обращения в средства  массовой информации;

 д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Важнейшее значение в общем предупреждении экологической преступности имеют меры социально-экономического характера, такие, как: совершенствование промышленного производства и, прежде всего, металлургических, горнодобывающих, химических, энергетических и иных отраслей производства, наиболее интенсивно воздействующих на окружающую природную среду; совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие и внедрение оптимальных технологий, направленных на бережное отношение к земле, сохранение среды обитания диких животных и др.; интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры.            Антикриминогенное воздействие социально-экономических факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обоснованным, заботливым отношением к состоянию земель, их пригодности к сельскохозяйственному производству; к состоянию животного и растительного мира, возможностью выбора оптимальных условий для правомерного воздействия на них (охоты, рыболовства, порубки леса и т. п.); к состоянию вод, их пригодности к использованию в промышленном, сельскохозяйственном производстве для удовлетворения различных общественных и индивидуальных потребностей.

Важной предпосылкой предупреждения экологической преступности выступает улучшение системы учета природных ресурсов. Целесообразно всячески развивать эту функцию государственного управления. Ее совершенствование должно проходить по двум направлениям - наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг) и ведение государственных кадастров природных ресурсов.

Помимо мер общесоциальной направленности необходимы мероприятия специального характера, направленные на предупреждение экологической преступности. К их числу необходимо прежде всего отнести совершенствование природоохранного и природно-ресурсного законодательства. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с экологическими преступлениями.

Положительным является и то обстоятельство, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления. Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволило заложить правовые основы для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.

В предупреждении экологических преступлений большая роль принадлежит надзорной функции прокуратуры. Она касается оценки того, в какой мере местные структуры представительной и исполнительной власти, военные органы, юридические лица, общественные объединения соблюдают требования экологического законодательства, насколько отвечают требованиям последнего издаваемые ими правовые акты. Пока недостаточно используются возможности прокуратуры возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц - виновников нанесения ущерба окружающей природной среде.

Многообразна профилактическая роль суда. Она, прежде всего, выражается в возможности пресечения экономических преступлений и доведения информации об этом до сведения общественности.

Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение "зеленых". Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам предупреждения экологических преступлений, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам.

Информация о работе Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства