Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект рассмотрения настоящей работы общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, исследующие и регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.
Целью дипломной работы является исследование уголовно-правовой охраны и защиты окружающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды;
- исследовать объективные и субъективные признаки составов изучаемых преступлений;
- исследовать законодательства об уголовно-правовой охране окружающей среды;
- обозначить основные виды борьбы с нарушениями экологического законодательства и назначения наказания за их совершение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……2-4
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.
1.1:Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………………………………………5-13
1.2:Понятие внешней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства……………………………………...……...14-17
1.3:Понятие внутренней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………..............................................18-22
Глава 2:Особенности отдельных статей, связанных с нарушением экологического законодательства.
2.1:Общая характеристика экологических преступлений…........................…23-28
2.2:Экологические преступления общего характера…………………….…...28-37
2.3:Специальные экологические преступления….………………….………..37-61
Глава 3:Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства.
3.1:Особенности наказания за нарушение экологического законодательства……………………………………..........................................62-68
3.2:Особенности профилактики нарушений экологического законодательства……………………………………….…………………….....69-75
Заключение………………………………………………………….76-79
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 182.03 Кб (Скачать)

Объективную сторону преступления образуют:

а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;

б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности;

в) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Последняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на большее расстояние от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона — это прилегающие к побережью Российской Федерации морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.

Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производятся по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа (например, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по науке и технической политике). Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться:

а) в возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНИПов, ГОСТов;

б) в эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей либо охрану морской среды (например, без очистных сооружений), либо безопасность судоходства (например, без обеспечения исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений);

в) в ненадлежащей охране указанных объектов;

г) в ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (например, покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание).

С субъективной стороны предполагается умышленная форма вины.

Часть 2 ст. 253 УК предусматривает ответственность за исследование, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов60» разъясняется, что «уголовная ответственность по ч. 2 ст. 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии), или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, или после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты» (п. 2).

К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к «сидячим» видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Признаки субъективной стороны и субъекта те же, что и преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК.

При порче земли61 предметом преступления выступает земля как составная часть естественной природной среды, поверхностный почвенный слой, минерально-органическое образование, характеризующееся плодородием и выполняющее экологические, экономические, культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

Объективная сторона выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Отравление земли отражает крайнюю степень загрязнения земли и характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов. Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны. Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, ухудшение состава, снижение в целом природно-хозяйственной ценности в результате нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами.

В качестве последствий порчи земли в законе названо причинение вреда:

а) здоровью человека или

б) окружающей среде.

Их содержание, по сути, аналогично таким же последствиям, предусмотренным иными нормами об экологических преступлениях.

С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 254 УК, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект преступления — лицо, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

Согласно ч. 2 ст. 254 УК ответственность наступает за порчу земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Их понятие раскрыто при анализе содержания ст. 247 УК.

Совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, повлекших по неосторожности смерть человека, образует особо квалифицированный состав преступления62.

При нарушении правил охраны и использования недр63 предметом преступления выступают недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Обязательным признаком объективной стороны является наступление указанного в законе последствия — причинение значительного ущерба. Признание ущерба значительным — дело факта. В каждом конкретном случае берется во внимание ценность используемого участка недр, вида природного ресурса, значимости и стоимости уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможности дальнейшего использования недр и т.д. Иначе говоря, учитывается как экологический, так и экономический вред.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, осуществлявшее проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов64 относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Предмет преступления охарактеризован в самом общем виде — «водные биологические ресурсы». Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными являются морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, сивучи, морские львы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды, офиуры, голотурии и др.), кишечно-полостные водные организмы.

Промысловые морские растения — водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени, что устанавливается национальным законодательством или международно-правовыми актами, либо имеющие специальный правовой статус. К ним, например, относится так называемая морская капуста (ламинария).

Предметом преступления, предусмотренного ст. 256 УК, могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром.         С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов.

Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами. В связи с бланкетным характером рассматриваемой нормы для установления характера нарушенного правила необходимо обращаться к законодательным нормам, закрепляющим указанные правила.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов65» «под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов… следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба».

Преступления, предусмотренные ст. 256 УК, имеют материальный (п. «а» ч. 1) и формальный (п. п. «б», «в», «г» ч. 1) составы. В первом случае преступление окончено с момента указанного последствия — крупного ущерба, в остальных — с момента начала добычи независимо от того, были ли фактически добыты водные биологические ресурсы. Для признания наличия состава преступления достаточно, чтобы деяние было незаконным и содержало хотя бы один из признаков, указанных в данной норме.

Последствия в виде крупного ущерба оцениваются исходя из количества стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их отнесения к специальным категориям, а также нанесенного их добычей ущерба водным биологическим ресурсам.

Информация о работе Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства