Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:51, курсовая работа
Объект рассмотрения настоящей работы общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, исследующие и регламентирующее охрану и защиту окружающей среды.
Целью дипломной работы является исследование уголовно-правовой охраны и защиты окружающей среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды;
- исследовать объективные и субъективные признаки составов изучаемых преступлений;
- исследовать законодательства об уголовно-правовой охране окружающей среды;
- обозначить основные виды борьбы с нарушениями экологического законодательства и назначения наказания за их совершение.
Введение…………………………………………………………..……2-4
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства.
1.1:Исторический анализ преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………………………………………5-13
1.2:Понятие внешней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства……………………………………...……...14-17
1.3:Понятие внутренней стороны преступлений, связанных с нарушением экологического законодательства………………..............................................18-22
Глава 2:Особенности отдельных статей, связанных с нарушением экологического законодательства.
2.1:Общая характеристика экологических преступлений…........................…23-28
2.2:Экологические преступления общего характера…………………….…...28-37
2.3:Специальные экологические преступления….………………….………..37-61
Глава 3:Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства.
3.1:Особенности наказания за нарушение экологического законодательства……………………………………..........................................62-68
3.2:Особенности профилактики нарушений экологического законодательства……………………………………….…………………….....69-75
Заключение………………………………………………………….76-79
Список литературы……………………………………
В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад государственные природоохранные органы (различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов). Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, надлежащего материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.
Важное значение в предупреждении экологических преступлений принадлежит постоянному повышению уровня эколого-правовой культуры населения, совершенствованию экологического воспитания и образования. В решении этой задачи заложен основной потенциал всей эколого-предупредительной деятельности. Суть экологического воспитания и образования состоит в том, чтобы каждому человеку дать необходимые знания в области экологического права, научить его уважать и соблюдать законы, сформировать у него потребность бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе.
Заключение.
Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.
Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству. В связи с этим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях сохранения жизни и здоровья человека настоятельно требует нового теоретического осмысления.
Антропогенное воздействие на природную среду приобрело такие масштабы, в которых оно уже подрывает естественную основу существования самого человека. Жизнеобеспечительные функции природных объектов и экосистем оказались нарушенными, что не замедлило сказаться на отношении человека к их качественному состоянию. Пришло понимание социальной ценности благоприятной окружающей среды.
Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь в благоприятной природной среде, привело к созданию ряда законодательных норм, закрепивших экологические права граждан РФ, их гарантии и способы защиты, к введению в УК РФ специальной главы «Экологические преступления».
Объектом экологических преступлений являются конкретные общественные отношения по охране отдельных видов природных богатств, их рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности населения.
Экологические преступления могут совершаться как в виде действия (например, загрязнение вод), так и в виде бездействия (например, невыполнение обязанностей, непринятие мер).
Обязательным условием уголовной ответственности по ряду статей является наступление последствий. Часто экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например, выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения).
Наступившие или возможные последствия могут быть различными, но всегда связанными либо с причинением вреда здоровью людей, либо с загрязнением природной среды. И здесь возникает вопрос о причинно-следственной связи. Установление причинной связи при совершении экологических преступлений требует специальных познаний в области экологии. С целью правильного разрешения уголовных дел органам предварительного расследования и судам в необходимых случаях следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей и других специалистов.
Особую сложность в практике вызывает установление причинной связи в составах загрязнения природных компонентов, в которых в качестве квалифицированных последствий (вторичных последствий) названы смерть человека или заболевание людей. Причинная связь в таких случаях будет иметь место только тогда, когда вредное воздействие на природный объект (например, атмосферный воздух) точно установленного источника загрязнения повлечет изменение качественного состояния соответствующего природного объекта, а последнее окажет неблагоприятное воздействие на человека либо природную среду.
С субъективной стороны экологические преступления могут быть как умышленными, так и неосторожными.
Одним из важных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности.
Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.
Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений.
Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства и борьбы с экологическими преступлениями являются органы прокуратуры.
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция РФ устанавливает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды, поэтому конституционное право каждого человека - право на благоприятную окружающую среду. Как известно, окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации// Принята 12 декабря 1993 года;
2. Закон от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., № 10;
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ от 14 января 2002 г. № 2.;
4. Ведомости Верховного Совета РСФСР;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.);
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001),(действующая редакция от 01.04.2014)
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006),(действующая редакция от 01.01.2014)
8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006),(действующая редакция от 12.03.2014);
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001),(действующая редакция от 01.01.2014);
10.Воздушный кодекс
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21«О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования";
11. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 03.02.2014) ;
12. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014);
13. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»(ред. от 03.02.2014)
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов»;
15. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». (ред. от 03.02.2014);
16. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014);
17.Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 03.02.2014);
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» (ред. от 03.02.2014);
19.Постановления от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
20. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"(ред. от 03.02.2014);
21. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)( ред. от 01.04.2014)
Учебная и научная литература:
22. Молчанов Б.А. Природное законодательство России (18 – начало 19 веков). 2000.
23. Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 2010.
24. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования.2002
25. Тангиев Б Б История развития российского законодательства в области охраны окружающей среды // История государства и права – 2006
26. Молчанов Б.А. Природное законодательство России (18 – начало 19 веков). 2000
27. Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 2010.
28. Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологиче-ского права. Управление и контроль за природопользованием по советскому за-конодательству 1917–30 годов.
29. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М.: Юристъ, 2010.
30. Тангиев Б Б История развития российского законодательства в области охраны окружающей среды // История государства и права – 2006.
31. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М.: Юристъ,2009.
32. Тангиев Б Б История развития российского законодательства в области охраны окружающей среды // История государства и права – 2006г
33. Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 2010.
34. Винокуров В.Н. Объект преступления: теория, законодательство, практика. М., 2010.
35. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов/ ред. Г.П. Новоселов М.-Норма 2009.
36. Балеев С.А. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. 2012.
37. RG.RU Российская газета 2014
38. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М.: Юристъ, 2010
39. Юридическая энциклопедия. Буква П 2014.
40. Уголовное право РФ. Общая и особенная части. Учебник, 2013.Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева.;
41. Энциклопедия уголовного права России © 2012-2014
42. Комментарии к УК РФ// Лисицын, Пятин и партнеры" -М., 2014г.;
43. Балеев С.А. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. 2012.
44.Лапина М.А. Экологическое право. Учебно-методический комплекс. 2010
45. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов/ Г.П. Новоселов М.-Норма 2009.
46. Л.И.Хегай, А.Рарог, А.Чучаев. Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник, 2009.
47. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 14-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт", 2014 г
48. Экологическое право: Учебник / под ред. С.А. Боголюбова. Изд. Юрайт. – М. 2012г
49. Борисов А.Н. Административное правонарушение. – система ГАРАНТ, 2014
50. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. 2009.
1. ст. 248 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
2 .ст. 245, 247 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
3 .ст. 256 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
4 ст. 246, 248, 249, 254 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
5 ст. 252, 253, 260 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.2014г.)
6 ч. 1 ст. 247 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
7 ст. 250, 251, 252 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
8 ч. 3 ст. 256 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
9 ч. 2 ст. 258 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
10 п. "б" ч. 2 ст. 260 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп. 2014г.)
11 ст. 49 Конституции Российской Федерации// Принята 12 декабря 1993 года
Информация о работе Наказание и профилактика нарушений экологического законодательства