Экологическое законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.
Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века.

Файлы: 1 файл

Экологическое страхование.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 

Институт химии и инженерной экологии

Специальность инженерная защита

окружающей среды

 

                                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету «ОВОС »

 

         на тему «Экологическое законодательство РФ»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ст-т гр. ИЭзС-0801

 Закарян Р.Р.

Принял:

Шевченко Ю.Н.

 

                                                        Тольятти 2013

 

                                                Введение

 

Периодизация  развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным  основаниям. Но если за основу ее взять  развитие и углубление самого понятия  охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать  консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В  этот период, особенно в начальной  его стадии, под охраной природы  понимали не охрану окружающей природной  среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых  годов - характеризует¬ся значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько  охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно - природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты зако¬ны об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану бы¬ли поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

 

 

 

 

 

 

Экологическое законодательство РФ.

Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

В статье 2 Конституции  определено, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено  статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования  экологических отношений имеют  и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных  органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Права человека вообще и в области экологических отношений в частности стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы, в том числе и глобальные, такие как экологические, территориальные, этнические и др. Не удивительно поэтому, что и в нашей Конституции, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, права и свободы человека и гражданина стали одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Что понимается под правом граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду и каковы организационно-правовые формы его обеспечения. Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция Российской Федерации предусматривает и  обязанность каждого сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам (ст. 58).

Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Законе Об охране окружающей природной среды. Так, в ст. 11 Закона говорится, что каждый гражданин имеет право на ох-

рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Более того, данным проблемам посвящен специальный раздел Закона - раздел II Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, чего ранее никогда не было в нашем законодательстве. Все это свидетельствует о неизмеримо возросшем значении проблем охраны прав человека и гражданина, в том числе и в сфере экологии.

Указанные права  человека и гражданина обеспечиваются

- планированием  и нормированием качества окружающей  природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

- социальным  и государственным страхованием  граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения

- предоставлением  каждому реальных возможностей  для проживания в условиях  благоприятной для жизни и  здоровья окружающей природной  среды

- возмещением в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф

- государственным  контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

В чем заключаются  права граждан в области охраны окружающей природной среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, детально урегулированы права граждан в указанной области. Так, согласно ст. ,8 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ст. 12 Закона Об охране окружающей природной среды граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека

- получать в  соответствии с законодательством  РФ в органах государственной  власти, местного самоуправления, учреждениях  государственной санитарно-эпидемиологической  службы и юридических лиц информацию  о санитарно-эпидемиологической  обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

- осуществлять  общественный контроль за выполнением санитарных правил

- создавать  общественные объединения по  охране окружающей природной  среды, фонды и иные общественные  формирования в области охраны  окружающей природной среды, вступать  в члены таких объединений  и фондов, вносить свои трудовые сбережения

- принимать  участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях,  петициях, референдумах по охране  окружающей природной среды, излагать  свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам  охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения

- требовать  в административном или судебном  порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,  эксплуатации экологически вредных  объектов, ограничения, приостановления,  прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека

- на возмещение  в полном объеме вреда, причиненного  их здоровью или имуществу  вследствие нарушения законодательства, действующего в данной сфере, юридическими и физическими лицами

- ставить вопрос  о привлечении к ответственности  юридических лиц и граждан,  виновных в совершении экологических  правонарушений.

Каковы права  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в данной области. Согласно ст. 9 ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право

- получать в  соответствии с законодательством  РФ в органах государственной  власти, местного самоуправления и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах

- принимать  участие в разработке федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

- на возмещение  в полном объеме вреда, причиненного  их имуществу вследствие нарушения  гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.

Что входит в  обязанности граждан. Граждане обязаны

- принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения

- не осуществлять  действия, влекущие за собой нарушение  прав других граждан на охрану  здоровья и благоприятную среду  обитания.

Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Указанные субъекты обязаны

Информация о работе Экологическое законодательство РФ