Федеральное
Государственное
образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
Финансовый
университет
при
Правительстве Российской
Федерации
Эссе
Проверил:
к.г.н
Доц. Симагин
Юрий Алексеевич
Выполнил:
Студент группы Н3-1
Москва
2010
ВВЕДЕНИЕ
Согласно
статье 1 Федерального закона от 23 ноября
1995 г. "Об экологической экспертизе",
экологическая экспертиза - это установление
соответствия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы.
принципы
экологической экспертизы
Экологическая экспертиза согласно действующему
законодательству основывается на следующих
принципах:
- презумпции
потенциальной экологической опасности
любой намечаемой хозяйственной и иной
деятельности;
- обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о реализации
объекта экологической экспертизы;
- комплексности
оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности
и его последствий;
- обязательности
учета требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;
- достоверности
и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу;
- независимости
экспертов экологической экспертизы при
осуществлении ими своих полномочий в
области экологической экспертизы;
- научной обоснованности,
объективности и законности заключений
экологической экспертизы;
- гласности,
участия общественных организаций (объединений),
учета общественного мнения;
- ответственности
участников экологической экспертизы
и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.
виды
экологической экспертизы
Законом "Об экологической экспертизы"
предусмотрены два вида экологической
экспертизы: государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза
организуется и проводится специально
уполномоченными государственными органами
в области экологической экспертизы в
порядке, установленном действующим законодательством.
Государственная экологическая экспертиза
проводится на федеральном уровне и на
уровне субъектов Российской Федерации.
объекты
государственной
экологической экспертизы
на федеральном уровне
Объектами обязательной экологической
экспертизы на федеральном уровне являются:
- проекты правовых
актов Российской Федерации нормативного
и ненормативного характера, реализация
которых может привести к негативным воздействиям
на окружающую природную среду, нормативно-технических
и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами
государственной власти Российской Федерации,
регламентирующих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказать воздействие
на окружающую природную среду, в том числе
использование природных ресурсов и охрану
природной среды;
- материалы,
подлежащие утверждению органами государственной
власти Российской Федерации и предшествующие
разработке прогнозов развития и размещения
производительных сил на территории Российской
Федерации, в том числе:
- проекты комплексных
и целевых федеральных социально-экономических,
научно-технических и иных федеральных
программ, при реализации которых может
быть оказано воздействие на окружающую
природную среду:
- проекты генеральных
планов развития территорий свободных
экономических зон и территорий с особым
режимом природопользования и ведения
хозяйственной деятельности;
- проекты схем
развития отраслей народного хозяйства
Российской Федерации, в том числе промышленности;
- проекты генеральных
схем расселения, природопользования
и территориальной организации производительных
сил Российской Федерации;
- проекты схем
расселения, природопользования и территориальной
организации производительных сил крупных
регионов и национально-государственных
образований;
- проекты межгосударственных
инвестиционных программ, в которых участвует
Российская Федерация, и федеральных инвестиционных
программ;
- проекты комплексных
схем охраны природы Российской Федерации;
- технико-экономические
обоснования и проекты строительства,
реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации
организаций и иных объектов хозяйственной
деятельности Российской Федерации и
другие проекты независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности
и форм собственности, осуществление которых
может оказать воздействие на окружающую
природную среду в пределах территории
двух и более субъектов Российской Федерации,
в том числе материалы по созданию гражданами
или юридическими лицами Российской Федерации
с участием иностранных граждан или иностранных
юридических лиц организаций, объем иностранных
инвестиций в которых превышает пятьсот
тысяч долларов;
- технико-экономические
обоснования и проекты хозяйственной
деятельности, которая может оказывать
воздействие на окружающую природную
среду сопредельных государств или для
осуществления которой необходимо использование
общих с сопредельными государствами
природных объектов, или которая затрагивает
интересы сопредельных государств, определенные
Конвенцией об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте;
- материалы
по созданию организаций горнодобывающей
и перерабатывающей промышленности, предусматривающие
использование природных ресурсов, которые
находятся в ведении Российской Федерации;
- проекты
международных договоров;
- иные виды
документации, обосновывающей хозяйственную
и другую деятельность, которая способна
оказывать прямое или косвенное воздействие
на окружающую природную среду в пределах
территорий двух или более субъектов Российской
Федерации, и др.
органы
специально уполномоченными
государственными органами
в области экологической
экспертизы
Специально уполномоченными государственными
органами в области экологической экспертизы
являются федеральный специально уполномоченный
на то государственный орган в области
охраны окружающей природной среды - Государственный
комитет Российской Федерации по охране
окружающей среды и его территориальные
органы, которые имеют исключительное
право на проведение государственной
экологической экспертизы и осуществляют
соответствующие функции через свои подразделения,
специализированные в области организации
и проведения экологической экспертизы.
полномочия,
права и обязанности
федерального специально
уполномоченного
государственного органа
в области экологической
экспертизы
К полномочиям
названного органа относятся:
- разработка
порядка и регламента проведения государственной
экологической экспертизы;
- организация
и проведение государственной экологической
экспертизы соответствующих объектов,
в том числе формирование экспертных комиссий;
- установление
правил определения срока и условий действия
положительного заключения государственной
экологической экспертизы;
- разработка,
пересмотр и утверждение нормативно-технических
и инструктивно-методических документов,
обеспечивающих реализацию Федерального
закона "Об экологической экспертизе"
в части проведения государственной экологической
экспертизы;
- научное
и методологическое обеспечение государственной
экологической экспертизы;
- организация
информационного обеспечения государственной
экологической экспертизы и другие права
и обязанности, предусмотренные статьей
7 Федерального закона "Об экологической
экспертизе".
Сроки
проведения государственной
экологической экспертизы
- Для простых
объектов до 30 дней.
- Для Средних
до 60 дней
- Для сложных
до 120 дней
порядок
проведения государственной
экологической экспертизы
Государственная
экологическая экспертиза проводится
при условии обязательного соответствия
формы и содержания представленных
заказчиком материалов требованиям
Федерального закона "Об экологической
экспертизе", установленному порядку
проведения государственной экологической
экспертизы и при наличии в
составе представленных материалов:
- документации,
подлежащей государственной экологической
экспертизе в объеме, который определен
в установленном порядке, и содержащей
материалы оценки воздействия на окружающую
природную среду хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной
экологической экспертизе;
- положительных
заключений и документов согласования
органов федерального надзора и контроля
с органами местного самоуправления, получаемых
в установленном порядке;
- заключений
федеральных органов исполнительной власти
по объекту в случае его рассмотрения
указанными органами и заключений общественной
экологической экспертизы в случае ее
проведения;
- материалов
обсуждений объекта государственной экологической
экспертизы с гражданами и общественными
организациями (объединениями), организованных
органами местного самоуправления.
Установлено также,
что государственная экологическая
экспертиза проводится при условии
ее предварительной оплаты заказчиком
документации, подлежащей государственной
экологической экспертизе. Начало срока
проведения государственной экологической
экспертизы устанавливается не позднее
чем через один месяц после
ее оплаты и приемки комплекта
необходимых материалов и документов.
Срок проведения государственной экологической
экспертизы определяется в зависимости
от сложности объекта. Однако он не
должен превышать шести месяцев.
Государственная экологическая экспертиза
проводится экспертной комиссией, образованной
специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
Результатом проведения государственной
экологической экспертизы является ее
заключение, отвечающее установленным
требованиям. Повторное проведение государственной
экологической экспертизы осуществляется
на основании решения суда или арбитражного
суда.
формирование
государственной
экспертной комиссии
Формирование
экспертной комиссии, утверждение ее
персонального состава, назначение
руководителя и ответственного секретаря
осуществляются соответствующим специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы.
Формирование экспертной комиссии осуществляется
при участии ее руководителя.
правовой
статус эксперта государственной
экологической экспертизы
Экспертом государственной
экологической экспертизы является специалист,
обладающий научными и практическими
познаниями по рассматриваемому вопросу,
привлеченный в установленном порядке
к проведению государственной экологической
экспертизы. Экспертом государственной
экологической экспертизы не может быть
представитель заказчика документации,
подлежащей государственной экологической
экспертизе, или разработчика объекта
государственной экологической экспертизы,
гражданин, состоящий с указанным заказчиком
или с разработчиком в трудовых или иных
договорных отношениях, а также представитель
юридического лица, состоящего с указанными
заказчиком или с разработчиком в таких
договорных отношениях.
Эксперт государственной экологической
экспертизы имеет право:
- заявлять
специально уполномоченному государственному
органу о необходимости представления
заказчиком на государственную экологическую
экспертизу дополнительных материалов
для всесторонней и объективной оценки
объектов государственной экологической
экспертизы;
- формулировать
особое мнение по объекту государственной
экологической экспертизы, которое прилагается
к заключению государственной экологической
экспертизы.
Эксперт обязан:
- осуществлять
всесторонний, полный, объективный и комплексный
анализ представляемых на государственную
экологическую экспертизу материалов
с учетом передовых достижений отечественной
и зарубежной науки и техники, определять
их соответствие нормативным правовым
актам Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, нормативным
правовым актам субъектов Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды, нормативно-техническим
документам и предоставлять заключение
по таким материалам;
- соблюдать
требования законодательства Российской
Федерации и ее субъектов об экологической
экспертизе;
- соблюдать
установленные специально уполномоченным
государственным органом в области экологической
экспертизы порядок и сроки проведения
государственной экологической экспертизы;
- обеспечить
объективность и обоснованность выводов
своего заключения по объекту экологической
экспертизы;
- участвовать
в подготовке материалов, обосновывающих
учет при проведении государственной
экологической экспертизы заключения
общественной экологический экспертизы,
а также поступившие от органов местного
самоуправления, общественных организаций
и граждан аргументированные предложения
по экологическим аспектам хозяйственной
и иной деятельности, являющейся объектом
государственной экологической экспертизы:
- обеспечивать
сохранность материалов и конфиденциальность
сведений, представленных на государственную
экологическую экспертизу.
требования
предъявляются к
заключению государственной
экологической экспертизы
Заключение государственной экологической
экспертизы должно содержать обоснованные
выводы о допустимости воздействия на
окружающую природную среду хозяйственной
и иной деятельности, которая подлежит
государственной экологической экспертизе,
и о возможности реализации объекта государственной
экологической экспертизы. Оно должно
быть одобрено квалифицированным большинством
списочного состава экспертной комиссии
и соответствовать заданию на проведение
экологической экспертизы, выдаваемому
специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы.
К заключению должны быть приложены особые
обоснованные мнения ее экспертов, не
согласных с принятым этой экспертной
комиссией заключением.
Заключение подписывается руководителем
государственной экспертной комиссии,
ее ответственным секретарем и всеми членами
комиссии. Оно не может быть изменено без
их согласия. Заключение, подготовленное
экспертной комиссией, после его утверждения
специально уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы
приобретает статус заключения государственной
экологической экспертизы.
Положительное заключение государственной
экологической экспертизы является обязательным
условием финансирования и реализации
объекта государственной экологической
экспертизы. Такое заключение имеет юридическую
силу в течение срока, определенного специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы, проводящим
конкретную государственную экологическую
экспертизу. Оно теряет юридическую силу
в случае: