Экологическая экспертиза и экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

Природа нуждается в защите. Люди, пытающиеся достичь какой-то своей цели (чаще всего обогащения), на пути продвижения к этой цели забывают об этом. Поэтому и должны быть у государства специальные органы, которые напоминают природопользователям об их обязательствах перед окружающей средой.
Наилучшей мотивацией для уменьшения ущерба окружающей среды являются штрафы, именно поэтому природопользование в нашей стране платное.
В моей курсовой работе хотелось бы осветить различные методы контроля состояния и качества окружающей природной среды. Понять различия между этими методами, показать их необходимость.

Файлы: 1 файл

Экологическая эксперитза и экологический контроль.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Естественно организовывать контроль и регулировать проверку состояния окружающей среды должно государство. Именно оно должно обязывать предприятия и граждан заботится о поддержании состояния окружающей среды на должном уровне и вводить штрафные санкции за неразумное и угрожающее использование природных ресурсов  и причинение вреда окружающей среде.

Система  контроля  за  окружающей   средой  включает три основных вида деятельности:

1. слежение и  контроль  - систематические наблюдения за  состоянием   окружающей   среды ;

2. прогноз - определение возможных изменений природы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

3. управление - мероприятия по регулированию  состояния   окружающей   среды .

 Природа нуждается в защите. Люди, пытающиеся достичь какой-то своей цели (чаще всего обогащения), на пути продвижения к этой цели забывают об этом. Поэтому и должны быть у государства специальные органы, которые напоминают природопользователям об их обязательствах перед окружающей средой.

Наилучшей мотивацией для уменьшения ущерба окружающей среды являются штрафы, именно поэтому природопользование в нашей стране платное.

В моей курсовой работе хотелось бы осветить различные методы контроля состояния и качества  окружающей природной среды. Понять различия между этими методами, показать их необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

 

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности за экологические правонарушения произведено в ст.81 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным Законом и иными законодательными актами РФ и ее субъектов.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).

Ответственность за экологическое правонарушения выполняет ряд основных функций:

  • стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
  • компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
  • превентивную, обеспечивающуюся предупреждение новых правонарушений;
  • карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

 

Глава 2. Экологический контроль

 

Экологический контроль (ЭК) - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды (ОПС) и обеспечению экологической безопасности общества.

В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; а также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый – сбор и обработка исходных данных. Второй – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля – предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последую-

щий экологический контроль.

Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяй-

ственной или иной деятельности. Он осуществляется путём согласования проектной документации, получения

разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.

Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной

деятельности.

В зависимости от формы экологического контроля выделяют:

      • информационный  экологический контроль – сбор  и анализ экологической информации, необходимой

для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды;

      • карательный  экологический контроль заключается в принятии мер государственного принуждения к

юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.

      В зависимости  от метода, порядка проведения  контрольных мероприятий выделяют:

      • инспекционный  экологический контроль – посещение субъектов хозяйственной и иной деятельности

независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружаю-

щей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации;

     • аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных;

      • инструментальный (лабораторный) экологический контроль  состоит в отборе проб, проведении  анали-

зов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями.

      Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны

окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуро-

ры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или админи-

стративного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.

 В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

 

Глава 2.1. Государственный экологический контроль

 

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право:

  • посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;
  • устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;
  • назначать государственную экологическую экспертизу;
  • требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

 

Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне -- это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне -- соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся, в частности, МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании Закона «Об охране окружающей природной среды» и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Также Кодекс об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа. К мерам государственного экологического контроля относится и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении хозяйственной и иной деятельности. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

 

 

 

Глава 2.2. Производственный экологический контроль

 

Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

Информация о работе Экологическая экспертиза и экологический контроль