Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:07, реферат
Природа нуждается в защите. Люди, пытающиеся достичь какой-то своей цели (чаще всего обогащения), на пути продвижения к этой цели забывают об этом. Поэтому и должны быть у государства специальные органы, которые напоминают природопользователям об их обязательствах перед окружающей средой.
Наилучшей мотивацией для уменьшения ущерба окружающей среды являются штрафы, именно поэтому природопользование в нашей стране платное.
В моей курсовой работе хотелось бы осветить различные методы контроля состояния и качества окружающей природной среды. Понять различия между этими методами, показать их необходимость.
Естественно организовывать контроль и регулировать проверку состояния окружающей среды должно государство. Именно оно должно обязывать предприятия и граждан заботится о поддержании состояния окружающей среды на должном уровне и вводить штрафные санкции за неразумное и угрожающее использование природных ресурсов и причинение вреда окружающей среде.
Система контроля за окружающей средой включает три основных вида деятельности:
1. слежение и контроль - систематические наблюдения за состоянием окружающей среды ;
2. прогноз - определение возможных изменений природы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
3. управление - мероприятия по регулированию состояния окружающей среды .
Природа нуждается в защите. Люди, пытающиеся достичь какой-то своей цели (чаще всего обогащения), на пути продвижения к этой цели забывают об этом. Поэтому и должны быть у государства специальные органы, которые напоминают природопользователям об их обязательствах перед окружающей средой.
Наилучшей мотивацией для уменьшения ущерба окружающей среды являются штрафы, именно поэтому природопользование в нашей стране платное.
В моей курсовой работе хотелось бы осветить различные методы контроля состояния и качества окружающей природной среды. Понять различия между этими методами, показать их необходимость.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности за экологические правонарушения произведено в ст.81 Закона «Об охране окружающей природной среды».
Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным Законом и иными законодательными актами РФ и ее субъектов.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).
Ответственность за экологическое правонарушения выполняет ряд основных функций:
Экологический контроль (ЭК) - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды (ОПС) и обеспечению экологической безопасности общества.
В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; а также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.
Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый – сбор и обработка исходных данных. Второй – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля – предупредительная и карательная.
Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).
Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).
В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последую-
щий экологический контроль.
Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяй-
ственной или иной деятельности. Он осуществляется путём согласования проектной документации, получения
разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.
Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной
деятельности.
В зависимости от формы экологического контроля выделяют:
• информационный
экологический контроль – сбор
и анализ экологической
для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды;
• карательный
экологический контроль
юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.
В зависимости
от метода, порядка проведения
контрольных мероприятий
• инспекционный экологический контроль – посещение субъектов хозяйственной и иной деятельности
независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружаю-
щей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации;
• аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных;
• инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анали-
зов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями.
Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны
окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуро-
ры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или админи-
стративного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.
В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.
Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.
Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право:
Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне -- это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне -- соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся, в частности, МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании Закона «Об охране окружающей природной среды» и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Также Кодекс об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа. К мерам государственного экологического контроля относится и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении хозяйственной и иной деятельности. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.
Информация о работе Экологическая экспертиза и экологический контроль