Экологическая экспертиза и экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

Природа нуждается в защите. Люди, пытающиеся достичь какой-то своей цели (чаще всего обогащения), на пути продвижения к этой цели забывают об этом. Поэтому и должны быть у государства специальные органы, которые напоминают природопользователям об их обязательствах перед окружающей средой.
Наилучшей мотивацией для уменьшения ущерба окружающей среды являются штрафы, именно поэтому природопользование в нашей стране платное.
В моей курсовой работе хотелось бы осветить различные методы контроля состояния и качества окружающей природной среды. Понять различия между этими методами, показать их необходимость.

Файлы: 1 файл

Экологическая эксперитза и экологический контроль.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование (см рис.2).

Экологическое аудирование (аудит), является, одним из новых инструментов в области охраны ОПС, которое представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.

Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):

-- служить  инструментом анализа и описания  существующего состояния ОПС;

-- определять  и оценивать сильные и слабые  моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

-- определять  приоритетность и привлекательность  инвестиций, а также обеспечивать  широкое участие общественности;

-- развить  природоохранную стратегию.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ISO 14000.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с Санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

 

Глава 2.3. Общественный экологический контроль.

Общественные организации и объединения, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», также могут осуществлять экологический контроль. Он осуществляется силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Вследствие этого, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 

 

 

Глава 3. Экологическая экспертиза

 

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и Федеральном Законе «Об экологической экспертизе» (1995) дают определения понятию экологическая экспертиза:

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Главная функция экологической экспертизы: экологическое обоснование как только намечаемых, так и уже принятых решений (для их корректировки и даже отмены, если реализация таковых может повлечь за собой негативные воздействия на здоровье населения и качество среды обитания).

Принципами проведения экологической экспертизы являются: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор должен предварительно доказать ее экологическую безопасность); первоочередность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении ее заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности); комплексность оценки воздействия на ОПС и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны ОПС; независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения; научная обоснованность, объективность и законность заключений; достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность должностных лиц, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение ее; гласность проведения экологической экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.

Объектами экологической экспертизы определены:

1) проекты  и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации  хозяйственных сооружений, а также  действующие предприятия и комплексы;

2) нормативно-техническая  документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование;

3) проекты  нормативных и административных  актов, а также действующее законодательство.

При этом определены наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспортировка нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;
  • обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.

 

 

Глава 3.1. Виды экологической экспертизы

 

В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой, с одной стороны, самостоятельный вид экологического контроля, который государство оставляет за собой, а с другой -- в определенной степени может рассматриваться как составная конкретная часть экологического прогнозирования, оценки воздействия того или иного вида хозяйственной деятельности на ОПС.

Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее выводы имеют силу только внутри соответствующей ведомственной структуры (например, системы МСХ РФ) и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, ВУЗов или по инициативе отдельных групп ученых.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Цели общественной и государственной экологической экспертизы в принципе совпадают, однако, задачи у них разные. Как правило, общественная экспертиза призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности, и т.п. Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой ответственности.

Эколого-экспертный процесс включает пять основных стадий:

1) назначение  экспертизы и подбор членов  комиссии;

2) сбор, обобщение и оценка информации;

3) формирование  предварительного заключения и  ознакомление с ним общественности;

4) представление  заключения (после устранения поступивших  замечаний) на утверждение руководству  компетентного органа власти;

5) разрешение  возникших споров в судебном  порядке.

 

Глава 4. Экологическое лицензирование

 

Экологическое лицензирование - способ охраны окружающей природной среды, выражающийся в выдаче лицензий – разрешений на определенный вид пользования природными ресурсами.

В соответствии с федеральными закономи «Об отходах производства и потребления», "О лицензировании отдельных видов деятельности" с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязывают получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности.     

Обязательным лицензионным условием на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV классов опасности является получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения по материалам обоснования лицензионной деятельности.

Лицензирование включает в себя элементы административной разрешительно-контрольной системы, опирающейся на ограничивающие условия:

  • экологические стандарты, нормативы и лимиты, а также сертификаты;
  • требования осуществить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и представить ее результаты на государственную экологическую экспертизу;
  • обязательность экологического контроля и т, д.

Экологическое лицензирование выполняет три взаимосвязанных функции управления, являясь сегодня:

  • формой учета пользователей природных ресурсов или предприятий, загрязняющих окружающую среду;
  • формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей природной среды;
  • формой распоряжения природными ресурсами или правами на загрязнение (другое воздействие) окружающей среды.

Сама же экологическая лицензия - это документ, фиксирующий особенности взаимоотношений (иногда юридически закрепляемых договором) между специально уполномоченным государственным органом экологического управления, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) - с другой.

 

Глава 5. Экологическая сертификация

 

Процедура экологической сертификации требуется для проверки на достоверность предоставленных природопользователем сведений.  Данные необходимы для ведения государственного кадастра отходов.

Эксперт, в процессе экологической сертификации, согласно установленным требованиям, проводит анализ содержания, соответствия и оформления документов. Природоохранная документация, договоры с третьими лицами (на услуги), разрешительные документы, землеустроительная документация, – лишь некоторые из них.

Эксперт помогает природопользователю выяснить и устранить причины несоответствий в документах.

Экологическая сертификация осуществляется на добровольных началах и обладает законодательной базой (184-ФЗ). Проведением мероприятий по экологической сертификации занимается орган сертификации, эксперты которого проходят специальное обучение. Они имеют при себе сертификат компетентности, который выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и аттестат об уполномочивании установленного образца.

Информация о работе Экологическая экспертиза и экологический контроль