Экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать общее и особенное в проведении государственной и общественной экологической экспертизы.

Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть виды и принципы экологической экспертизы;

- определить объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы;

- показать особенности общественной экологической экспертизы и выявить различия между государственной и общественной экологической экспертизой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Виды и принципы экологической экспертизы…………………………5

Глава 2. Объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы……………………………………………………………………….…9

Глава 3. Общественная экологическая экспертиза. Различия между государственной и общественной экологической экспертизой………………..14

Заключение………………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………....19

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 32.92 Кб (Скачать)

    Содержание  

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1.  Виды и принципы экологической экспертизы…………………………5

Глава 2. Объекты  и порядок проведения государственной  экологической экспертизы……………………………………………………………………….…9

Глава 3. Общественная экологическая экспертиза. Различия  между государственной и общественной экологической экспертизой………………..14

Заключение………………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………....19 

 

Введение

    Согласно  Федеральному закону "Об экологической  экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Обратим внимание на то, что в предыдущей редакции этой нормы Закона задачей экологической экспертизы являлось также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

    Кроме того, ранее задача экспертизы не сводилась  к установлению соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, содержащимся лишь в технических  регламентах и законодательстве. То есть в процессе экспертизы устанавливалось  соответствие намечаемой деятельности требованиям по охране окружающей среды  от вредных химических, физических и биологических воздействий  и обеспечению рационального  использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе  экологической, и практикой. Такие  требования могут вытекать также  из естественных законов развития природы. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты - представители науки  и практики, обладающие знаниями таких  требований. Тем самым экологическая  экспертиза позволяла дать более  полную и объективную оценку воздействия  намечаемой деятельности на природу.

    Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных последствий реализации объекта  экологической экспертизы. Таким  образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым  оценкам, предотвращение загрязнения  природной среды обходится в  четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания  экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и  иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную  окружающую среду, источником разнообразной  экологически значимой информации, средством  доказывания при разрешении споров.

    И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой  средство обеспечения учета экологических  требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего  государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

    Цель  работы: исследовать общее и особенное  в проведении государственной и  общественной экологической экспертизы.

    Для раскрытия цели были поставлены следующие  задачи:

     рассмотреть виды и принципы экологической экспертизы;

    - определить  объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы;

    - показать особенности общественной экологической экспертизы и выявить различия между государственной и общественной экологической экспертизой.

    При написании работы были использованы учебные  пособия по экологическому праву под редакцией Бринчук М.М., Боголюбова С.А. Нецветаева А.Г. и др. 
 
 

 

Глава 1. Виды и принципы экологической экспертизы 

    В соответствии с законодательством  в России осуществляются государственная  и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

    В литературе по экологическому праву  можно встретить мнение о том, что помимо государственной и  общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая  экспертиза. Проведение таких экспертиз  самостоятельного правового значения не имеет.

    С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета  экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной  деятельности и принятии решений  важным является вопрос о принципах  проведения государственной экологической  экспертизы. Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:

    - презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий;

    - обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизу;

    - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы;

    - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду;

    - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Данный принцип, прежде всего, обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы;

    - независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Он означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему;

    - научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.

    Содержание  принципа законности заключений экологической  экспертизы означает, что если в  процессе проведения государственной  экологической экспертизы объекта  эксперты устанавливают, что планируемая  деятельность соответствует экологическим  требованиям, это дает им основание  принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические  требования, то комиссия не вправе допустить  реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное  заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной  экологической экспертизы;

    - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности;

    - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

    Последовательное  соблюдение названных принципов  в процессе организации и проведения государственной экологической  экспертизы - важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением  этих принципов возникает немало проблем. 

 

Глава 2. Объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы 

    Хотя  экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральным законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной  экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ.

    В настоящее время к объектам государственной  экологической экспертизы федерального уровня относятся:

    - проекты нормативно-технических  и инструктивно-методических документов  в области охраны окружающей  среды, утверждаемых органами  государственной власти РФ;

    - проекты федеральных целевых  программ, предусматривающих строительство  и эксплуатацию объектов хозяйственной  деятельности, оказывающих воздействие  на окружающую среду, в части  размещения таких объектов с  учетом режима охраны природных  объектов;

    - проекты соглашений о разделе  продукции;

    - материалы обоснования лицензий  на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие  на окружающую среду, если их  выдача относится в соответствии  с законодательством РФ к компетенции  федеральных органов исполнительной  власти;

    - проекты технической документации  на новые технику, технологию, использование которых может  оказать воздействие на окружающую  среду, а также технической  документации на новые вещества, которые могут поступать в  природную среду;

    - материалы комплексного экологического  обследования участков территорий, обосновывающие придание этим  территориям правового статуса  особо охраняемых природных территорий  федерального значения, зоны экологического  бедствия или зоны чрезвычайной  экологической ситуации;

    - объекты государственной экологической  экспертизы, указанные в Федеральном  законе "О континентальном шельфе  Российской Федерации", Федеральном  законе "Об исключительной экономической  зоне Российской Федерации", Федеральном  законе "О внутренних морских  водах, территориальном море и  прилежащей зоне Российской Федерации".

    Благодаря тому, что в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "Об экологической  экспертизе" в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие  обязательной государственной экологической  экспертизы, достаточно детальному правовому  регулированию организации и  проведения государственной экологической  экспертизы, жесткой формализации процедуры, государственная экологическая  экспертиза была, пожалуй, единственной эффективной мерой охраны окружающей среды в Российской Федерации  в 90-е годы прошлого века.

Информация о работе Экологическая экспертиза