Экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать общее и особенное в проведении государственной и общественной экологической экспертизы.

Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть виды и принципы экологической экспертизы;

- определить объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы;

- показать особенности общественной экологической экспертизы и выявить различия между государственной и общественной экологической экспертизой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Виды и принципы экологической экспертизы…………………………5

Глава 2. Объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы……………………………………………………………………….…9

Глава 3. Общественная экологическая экспертиза. Различия между государственной и общественной экологической экспертизой………………..14

Заключение………………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………....19

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 32.92 Кб (Скачать)

    Ситуация  коренным образом изменилась с принятием  Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в  Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные  акты Российской Федерации"1. Этим Законом из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

    Исключение  из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов  и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых, специалисты  в области охраны окружающей среды  оценивают как разрушение, уничтожение  государственной экологической  экспертизы.

    Порядок проведения государственной экологической  экспертизы регулируется как Федеральным  законом "Об экологической экспертизе", так и Положением о порядке  проведения государственной экологической  экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ, и включает следующие  стадии:

    а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

    - документации, подлежащей государственной  экологической экспертизе в соответствии  со ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном  порядке, и содержащей материалы  оценки воздействия на окружающую  природную среду хозяйственной  и иной деятельности, подлежащей  государственной экологической  экспертизе;

    - положительных заключений и (или)  документов согласований органов  федерального надзора и контроля  и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством  РФ порядке;

    - заключений федеральных органов  исполнительной власти по объекту  государственной экологической  экспертизы в случае его рассмотрения  указанными органами и заключений  общественной экологической экспертизы  в случае ее проведения;

    - материалов обсуждений объекта  государственной экологической  экспертизы с гражданами и  общественными организациями (объединениями), организованных органами местного  самоуправления;

    б) регистрация, проверка полноты и  достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности  представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области  экологической экспертизы (или их территориальных органов);

    в) формирование комиссии государственной  экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру  руководителя и ответственного секретаря  экспертной комиссии, а затем с  их участием подготавливаются предложения  по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание  на проведение государственной экологической  экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической  экспертизы определяется сложностью объекта  государственной экологической  экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической  экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной  экологической экспертизы устанавливается  не позднее чем через один месяц  после ее оплаты и приемки комплекта  необходимых материалов и документов в полном объеме;

    г) подготовка индивидуальных, групповых  заключений и сводного заключения государственной  экологической экспертизы;

    д) подписание и утверждение заключения государственной экологической  экспертизы. Заключение, соответствующее  заданию на проведение экологической  экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом  в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным  большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной  экологической экспертизы приобретает  юридический статус после его  утверждения специально уполномоченным государственным органом в области  экологической экспертизы.

    Наиболее  значимой характеристикой государственной  экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную  эффективность государственной  экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и  выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

    Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: "Положительное  заключение государственной экологической  экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической  экспертизы". Это означает, что  без положительного заключения запрещается  реализация проекта и запрещается  финансирование соответствующих работ.

    Согласно  Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической  экспертизы может быть оспорено в  судебном порядке (ст. 18). К примеру, центральный районный суд г. Хабаровска признал недействительным с момента  утверждения положительное заключение государственной экологической  экспертизы по материалам проекта "Сахалин-1" о строительстве морского терминала  и незаконным решение ГУПР МПР  России по Хабаровскому краю об утверждении  заключения2. 

 

     Глава 3. Общественная экологическая экспертиза. Различия  между государственной и общественной экологической экспертизой 

    Поскольку процедуры ОВОС и экологической  экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении  их в одну процедуру (как это сделано  в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду  для выражения своей позиции  по планируемой деятельности. С точки  зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через  общественные слушания, эффективность  таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической  экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

    В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической  экспертизы, как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области  экологической экспертизы аргументированные  предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной  экологической экспертизы и при  принятии решения о реализации объекта  такой экспертизы должны рассматриваться  материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической  экспертизы и отражающие общественное мнение.

    Проводится  общественная экспертиза общественными  организациями (объединениями). Закон  устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с  их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе  организация и проведение экологической  экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

    Принципиальным  является положение Закона о том, что общественная экологическая  экспертиза может проводиться в  отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая  экспертиза. Исключение составляют объекты  экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом  тайну (ст. 21).

    Общественная  экологическая экспертиза может  проводиться или до проведения государственной  экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь  на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной  экологической экспертизы.

    Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения  и защиты своих позиций по объекту  экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

    - получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном  законе;

    - знакомиться с нормативно-технической  документацией, устанавливающей  требования к проведению государственной  экологической экспертизы;

    - участвовать в качестве наблюдателей  через своих представителей в  заседаниях экспертных комиссий  государственной экологической  экспертизы и участвовать в  проводимом ими обсуждении заключений  общественной экологической экспертизы.

    Общественная  экологическая экспертиза может  быть осуществлена при условии государственной  регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В  соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" орган местного самоуправления в  семидневный срок со дня подачи заявления  о проведении общественной экологической  экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление  о проведении общественной экологической  экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

    Закон устанавливает также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной  уставом деятельности, сведения о  составе экспертной комиссии, об объекте  общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

    В законодательстве предусматривается  исчерпывающий перечень оснований  для отказа в государственной  регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

    - общественная экологическая экспертиза  ранее была дважды проведена  в отношении объекта общественной  экологической экспертизы;

    - общественная экологическая экспертиза  проводилась в отношении объекта,  сведения о котором составляют  государственную, коммерческую или  иную охраняемую законом тайну;

    - порядок государственной регистрации  общественной организации (объединения)  не соответствует установленному  порядку;

    - устав общественной организации  (объединения), организующей и проводящей  общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям  Федерального закона;

    - требования к содержанию заявления  о проведении общественной экологической  экспертизы, предусмотренные Федеральным  законом, не выполнены. Должностные  лица органов местного самоуправления  несут ответственность за незаконный  отказ от государственной регистрации  заявления о проведении общественной  экологической экспертизы.

    Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    Заключение  общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области  экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую  экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической  экспертизе, органам, принимающим решение  о реализации объектов экологической  экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической  экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической  экспертизы учитывается комиссией  государственной экологической  экспертизы при подготовке своего заключения.

Информация о работе Экологическая экспертиза