Механизмы противодействия коррупции в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.
В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции
1.1 Понятие и виды коррупции
1.2 Функции коррупции
Глава 2. Политика преодоления коррупции
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации
Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в РФ
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовик коррупция.docx

— 192.51 Кб (Скачать)

С точки зрения особенностей формирования антикоррупционной политики России, приоритетное направление дается развитию норм об уголовной ответственности  за коррупцию и взяточничество. Для  правильного решения вопросов об уголовной ответственности за должностные  преступления необходимо четкое знание функциональных обязанностей должностных  лиц, которые сформулированы в различных нормативно-правовых актах.

К сожалению, и работа по выявленным фактам коррупционных преступлений зачастую приводит к нулевому результату в связи с трудностями доказывания  преступного поведения и проблемами квалификации преступлений. Разница  в законодательных определениях близких по смыслу, но различающихся  субъектами составов коррупционных  преступлений приводит на практике к  тому, что одинаковые действия влекут принципиально различную оценку, что вряд ли согласуется с общей  теорией квалификации преступлений.

 

3.2 Перспективные направления  антикоррупционной политики в  Российской Федерации

Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной  программы, но должна пронизывать все  программы обновления. В этих случаях  антикоррупционная программа выступает  также в качестве дополнительного  обоснования реализации соответствующих  мер в смежных программах. Кроме  того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия.

Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение  порядка в сфере государственных  финансов. Приведем несколько примеров.

- переход к реальным  и реализуемым бюджетам ликвидирует  ситуацию дефицита бюджетных  средств, при которой резко  расширяется сфера «личного усмотрения»  при принятии решений чиновниками;

- обеспечение реализации  контрактных прав, прав собственников  и акционеров, установление прозрачности  деятельности предприятий для  акционеров дают возможность  предпринимателям апеллировать  к закону и уменьшают шанс  появления поводов использования  чиновниками взяток как средства  защиты своих коммерческих интересов;

- совершенствование налогового  законодательства уменьшает теневую  зону экономики, ограничивает  возможности попадания предпринимателей  в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов;

- уменьшение наличного  оборота, расширение современных  электронных средств расчета,  внедрение современных форм отчетности  облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.[10]

Для социальной сферы антикоррупционные  меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики  и ограничении сфер произвола чиновников:

- коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных)

10. Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления.


услуг, введение в этой сфере  конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;

- расширение практики  применения современных методов  осуществления социальных выплат  с помощью электронных средств  безналичного оборота уменьшает  зависимость граждан от усмотрения  чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию;

- делегирование решения  части социальных задач институтам  гражданского общества (под государственным  контролем расходования ресурсов) одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

Укрепление судебной системы - одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь понадобится:

- гарантировать достойное  обеспечение судей и всей судебной системы;

- усовершенствовать систему  подготовки и отбора кадров;

- укрепить арбитражные  суды, ввести в их работу большую  процедурную и информационную надежность;

- развить административную юстицию.

Одновременно необходимо резко снизить возможности для  проникновения коррупции в судебный корпус.

Необходима также отладка  механизмов прохождения службы с  учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах  исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих  подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект. Присутствие  в окружении начальника карьерных  чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.

Повышение престижа государственной  службы необходимо для избавления от вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон  для распространения коррупции. Средствам массовой информации нужно  помогать «отделять зерна от плевел». Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и  корпоративных наград за честность  и профессионализм на среднем  и высшем уровнях бюрократии. Здесь  могут быть полезны как государственные  усилия, так и активность негосударственных организаций.

Победить коррупцию можно  только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более  всего заинтересовано в такой  победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного  масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Поэтому, реализуя программу  борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие  общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения. Перечисленные выше меры общего характера затрагивают многие сферы государственной жизни и активности гражданского общества.

Также перспективным направлением в реализации антикоррупционной  политики является создание сети многофункциональных  центров (МФЦ) представления государственных  и муниципальных услуг, что минимизирует непосредственное общение государственных  или муниципальных служащих с  получателями услуг или функций, а, следовательно, и возможность  совершения коррупционных правонарушений.

Все сказанной позволяет  сделать вывод о том, что борьба с коррупцией должна вестись во многих сферах отношений. Укрепление демократических  основ Российского государства, открытость деятельности государственных  гражданских служащих будут способствовать уменьшению объемов коррупции. Также  необходимо развитие института гражданского общества как основы правового демократического государства.

Для успешного противодействия  коррупции необходимо применять  современные технологии, новейший опыт развитых стран, добившихся значительных успехов в борьбе с ней.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средний размер бытовой взятки в России составляет около 5 тыс. рублей. В деловой сфере этот показатель исчисляется сотнями тысяч долларов. Такие статистические данные сообщил  глава фонда политических исследований «Индем» («Информатика для демократии») Георгий Сатаров по итогам завершаемого фондом исследования уровня «бытовой» коррупции в России.

Сатаров пояснил, что «бытовая»  коррупция в России чаще всего  встречается в здравоохранении, образовании и во взаимоотношениях водителей и сотрудников дорожной инспекции. По мнению главы фонда, в  данных о среднем размере взятки в России, которые приводят правоохранительные органы, «бытовой» и «деловой»  вид коррупции «смешиваются», хотя «это совершенно разные рынки с разными  закономерностями и тенденциями».

В 2011 году средний размер взятки в России по сравнению с  2010 годом вырос почти в 1,5 раза. За девять месяцев текущего года средняя сумма взятки превысила 42,5 тыс. рублей, а коммерческого подкупа — приблизилась к 90 тыс. рублей. Ранее Генпрокуратура сообщала, что средний размер взятки в России вырос до 30,5 тыс. рублей. По оценке надзорного ведомства, в 2009 году этот показатель составлял 23,1 тыс. рублей.

В ходе работы был рассмотрен ряд определений коррупции, общий  смысл которых сводится к одному: коррупция - это использование должностным  лицом своего положения с целью  извлечения личной выгоды. Коррупция  – это многогранное и сложное социальное явление.

Была проведена классификация  по различным основаниям, были выделены отдельные функции. Выяснилось, что  в разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция  выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.

Был изучен опыт борьбы с  коррупцией ряда зарубежных стран и  проведено сравнение с российским опытом борьбы.

Постоянно идет модернизация и оптимизация законодательной  базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикорупционные структуры. При этом уровень коррупции в Российской Федерации остается высоким и требуется разработка и применение современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением.

Были выявлены наиболее перспективные  направления борьбы с коррупцией. Антикоррупционная политика должна проводиться во многих сферах отношений. Укрепление демократических основ  Российского государства, открытость деятельности государственных гражданских  служащих будут способствовать уменьшению объемов коррупции. Также необходимо развитие института гражданского общества как основы правового демократического государства.

Для успешного противодействия  коррупции необходимо применять  современные технологии, новейший опыт развитых стран, добившихся значительных успехов в борьбе с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

График № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О противодействии коррупции», с изменениями и дополнениями от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ».

2. О ратификации Конвенции  Организации Объединенных Наций  против коррупции: Федеральный  закон Российской Федерации №  40 –ФЗ от 8 марта 2006 г. Официальный  сайт компании «Консультант Плюс», www.consultant.ru.

3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации № 172 – ФЗ от 17 июля 2009 г. // Российская газета. – 2009. - 22 июля. - № 4957.

4. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 г. [Текст] // Российская газета. – 1992. – 9 апреля. - № 557.

5. О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: Указ Президента Российской Федерации № 1384 от 24 ноября 2003 г. [Текст] // Российская газета. – 2003. – 26 ноября. - № 3354.

6. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ от 31июля 2008 года № Пр-1568 [Текст] // Российская газета. – 2008. – 5 августа. - № 164.

7. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460). Официальный сайт Президента России, www.kremlin.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/565.

8. Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации № 196 от 5 марта 2009 г. // Российская газета. – 2009. – 7 октября. - № 3894.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // Российская газета – 2010. – 2 декабря - № 5352

10. Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления [Текст]/ Д.И. Аминов, В.И. Гладких, К.С. Соловьев. – М.: Логос, 2006. – 103 с.

11. Антикоррупционная политика: справочник [Текст] / под ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2005 – 384 с.

12. Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность [Текст]: монография / В.Д. Андрианов. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 248 с.

Информация о работе Механизмы противодействия коррупции в РФ