Механизмы противодействия коррупции в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.
В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции
1.1 Понятие и виды коррупции
1.2 Функции коррупции
Глава 2. Политика преодоления коррупции
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации
Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в РФ
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовик коррупция.docx

— 192.51 Кб (Скачать)

24. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции.


 

последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

2.2 Антикоррупционная политика  Российской Федерации

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении  разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Меры по противодействию  и борьбе с коррупцией являются приоритетными  для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в  государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и  населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Осознание этой проблемы имеет  место на самом высоком уровне руководства страны. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в  своем послании к Федеральному собранию отметил: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что  борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования  законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».[9]

Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был  создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции  и Комиссия по разрешению конфликта  интересов.

9. Послание Президента  РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // Российская газета  – 2010.


 

С 2008 года действует Совет  при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной  базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным  законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

Проведен анализ и классификация  функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам  анализа из 5634 функции признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций направлено на повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции.[14]

Повышение транспарентности органов государственной власти является одним из наиболее действенных средств преодоления коррупции, поскольку существенно затрудняет сокрытие коррупционных действий.

Необходимо рассмотреть  краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Российский государственный  аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика  страны, да и все общество в целом, оказался в

14. Богданов, И.Я. Коррупция  в России. Социально-экономические  и правовые аспекты.


состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами».[4]

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось  в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и  недвижимом имуществе, вкладах в  банках и ценных бумагах, а также  обязательствах финансового характера.

В 1993 г. Верховным Советом  РФ был принят Закон РФ "О борьбе с

4. О борьбе с коррупцией  в системе государственной службы: Указ Президента Российской Федерации  № 361 от 4 апреля 1992 г.


 коррупцией", но он  так и не был подписан президентом.  В 1995 г. и 1997 г. были приняты  Государственной Думой и одобрены  Советом Федерации Федерального  Собрания РФ соответственно второй  и третий проекты Федерального  закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В 2001 году на парламентских  слушаниях "Современное состояние  и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией" обсуждались законопроекты "Основы антикоррупционной политики", "О противодействии коррупции", "О парламентском расследовании" и "О кодексе поведения государственных служащих".

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван  не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции  было связано с подписанием Россией  международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при  ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке  официально передал в Секретариат  ООН грамоту о ратификации  Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая 2008 года вышли  Указ Президента Российской Федерации  № 815 «О мерах по противодействию  коррупции» и федеральный закон  № 273-ФЗ "О противодействии  коррупции" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 "О Национальной стратегии  противодействия коррупции и  национальном плане противодействия  коррупции на 2010 - 2011 годы".

11.07.2011 вышли дополнения к   N 200-ФЗ "О противодействии коррупции".

В 2006 году первый заместитель  Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

Наличие в законодательной  базе государства возможностей для  нелегального обогащения чиновников (в  России, в частности, появилось такое  понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1%.[22]

По данным «Трансперенси Интернешенл», Россия по уровню восприятия коррупции занимает 146-153-е место из 180 стран, которые были охвачены исследованием.

Исходя из этого, в России проблема коррупции является одной  из самых актуальных. Помимо того, что  происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

22. Скобликов, П.А. Актуальные  проблемы борьбы с коррупцией  и организованной преступностью  в современной России.


Постоянно идет модернизация и оптимизация законодательной  базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикорупционные структуры. При этом уровень коррупции в Российской Федерации остается высоким и требуется разработка и применение современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ  КОРРУПЦИИ

3.1 Направления и особенности  противодействия коррупции

Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2011 г. N 200-ФЗ "О противодействии коррупции", основными направлениями противодействия коррупции являются:

Президент Российской Федерации:

    - определяет основные  направления государственной политики  в области противодействия коррупции; 

    - устанавливает  компетенцию федеральных органов  исполнительной власти, руководство  деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции. 

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

 Правительство Российской  Федерации распределяет функции  между федеральными органами  исполнительной власти, руководство  деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. 

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в  пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции  по решению Президента Российской Федерации  могут формироваться органы в  составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

 Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции  в соответствии с Федеральным  законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О  Счетной палате Российской Федерации".

 

    Профилактика  коррупции осуществляется путем  применения следующих основных  мер: 

    - формирование  в обществе нетерпимости к  коррупционному поведению; 

    - антикоррупционная  экспертиза правовых актов и  их проектов;

    - предъявление  в установленном законом порядке  квалификационных требований к  гражданам, претендующим на замещение  государственных или муниципальных  должностей и должностей государственной  или муниципальной службы, а также  проверка в установленном порядке  сведений, представляемых указанными  гражданами;

    - установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

    - внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

    - развитие институтов  общественного и парламентского  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Информация о работе Механизмы противодействия коррупции в РФ