Механизмы противодействия коррупции в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.
В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции
1.1 Понятие и виды коррупции
1.2 Функции коррупции
Глава 2. Политика преодоления коррупции
2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной гражданской службы
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации
Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в РФ
3.1 Направления и особенности противодействия коррупции
3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовик коррупция.docx

— 192.51 Кб (Скачать)

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны  криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от  формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от  степени централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция  (каждый взяткодатель действует  по собственной инициативе); - централизованная  коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими  чиновниками, делятся между ними  и более вышестоящими); - централизованная  коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими  чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от  уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция (в  низшем и в среднем эшелонах  власти); - верхушечная коррупция  (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от  степени регулярности коррупционных связей:

- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная)  коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).[12]

 

1.2 Функции коррупции

Рассматривая коррупцию  как социальное явление необходимо отметить её функции.

М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при  условии, что она усиливает позицию  элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития. Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом

12. Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного  управления: история и современность.


 

отклонения поведения  от норм, а несоответствием между  нормами и устанавливающимися моделями поведения.

Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:

а) стимулирование экономического роста;

б) содействие политическому развитию.

Стимулирование экономического роста предполагает:

- накопление капитала;

- предприимчивость;

- проникновение делового  подхода в бюрократическую среду и т.д.

В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению прибыли.

 

Под влиянием коррупции здесь  возникают параллельный рынок и  диспаритет цен. Такой рынок позволяет  выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых  может быть скорректирована регулируемая цена.[27]

Содействие политическому  развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.

Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет

27. Курганов, С.И. Социология  для юристов: учебное пособие  для вузов.


следующие: а) препятствие  экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.

Таким образом, коррупция - это  сложное социальное явление, требующее  глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные  определения коррупции, общий смысл  которых сводится к одному: коррупция - это использование должностным  лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.

Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует  о ее многогранности и глубоком проникновении  в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических  отношений коррупция выполняет  разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции

Коррупция в той или  иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный  характер. Коррупция в

международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

- глобальная программа против коррупции ООН;

- Декларация ООН о борьбе  с коррупцией и взяточничеством  в международных коммерческих  операциях;

- Конвенция ООН против коррупции и т.д.

В целях ограничения распространения  коррупции мировое сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании

2. Административно-правовые  меры. Создание специализированных  органов, предназначенных для  расследования нарушений законности  в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение общества

4. Подотчетность правительств  выборным представителям и массовому электорату

Примером эффективной  борьбы с коррупцией, является операция «Чистые руки», проводимая в Италии в течение пяти лет с 1992 г.

Парламентские партии, которые  фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и  эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые  позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели  быстро сориентировались и для получения  подрядов начали платить огромные суммы  партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.

В результате операции "Чистые руки", проведенной правоохранительными  органами, оказались «выведенными из оборота» 80 % итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных партий.[24]

Эффективную антикоррупционную  политику проводит КНР. Действенность  используемых Китаем методов в настоящее  время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции  в стране, как результата капитализации  социалистической экономики, внедрения  рыночных механизмов, а также влияния  западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение  позволяет сместить акценты на внешние  причины.  Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим  свою эффективность, является ротация  кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва

24. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции.


 для формирования следующего  поколения руководителей КНР.  Состав Центральной комиссии  по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также в Китае борьба с  коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной  пропаганды. В отельных случаях применяется  высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).

Эксперты отмечают, что  китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку  отправляются до 45 тыс. чиновников и  до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.[23]

Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

Законодательство о государственной  службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством  на государственной службе. Но запреты  касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения  государственных служащих предоставляет  возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской  деятельности параллельно с государственной службой.

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится  к

23. Ахметшин, Н.Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР.


разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с  коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали  и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные  сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

В последние годы правительство  США приняло ряд новых антикоррупционных  законов и привлекает к уголовной  ответственности все большее число чиновников.[25]

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе  своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

В Финляндии ежегодно рассматриваются  три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

25. Колчеманов, Д.Н. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады.


В Финляндии фактически никогда  не создавалось специального закона о коррупции или специальных  органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы. В целом нужно отметить, что было бы преувеличением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Разумеется, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в России. Однако, как думается, главное все же — в «финской модели» социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу с ним.[24]

В Сингапуре в отличие  от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на

Информация о работе Механизмы противодействия коррупции в РФ