Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:45, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является правовая оценка преступления предусмотренного статье 286 УК РФ, выявление проблем, систематизация, закрепление и расширение собственных знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Введение
Первая глава -Анализ превышения должностных полномочий по объективным признакам
1.1. Превышения должностных полномочий, как вид уголовно наказуемое деяния по действующими уголовному законодательству России. Основной и дополнительный объект
1.2.
Объективная сторона состава преступления предусмотренного ст. 286 УК России и их толкования в связи с проблемой квалификации
Вторая глава - Квалификация превышения должностных полномочий по субъективным признакам
2.1. Субъективная сторона состава преступления предусмотренного ст. 286 УК России и проблемы их установления
2.2.Субъект превышения должностных полномочий
Заключение
Необходимая – обусловленная внутренним развитием данного деяния, присущими ему особенностями.
Случайная – последствия в данном случае не являются результатом внутреннего развития деяния, а вызываются иными причинно-следственными обстоятельствами.
Для превышения должностных полномочий
свойственна прямая причинно-следственная
связь, так как деяние должно быть
непосредственно связано с
В теории уголовного права субъективную сторону принято определять как психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив, цель. Необходимо заметить, что эти признаки – самостоятельные психологические явления с самостоятельным содержанием, ни одно из них не включает в себя другого в качестве составной части. Это объясняется тем, что вина, мотив и цель – самостоятельные психологические явления, которые имеют самостоятельное содержание, юридическое значение каждого из них также различно.
Субъективная сторона
Содержание нормы ст. 286 УК РФ указывает, что совершить данное преступление можно только умышленно. Особенностью заранее обдуманного умысла является предварительная психическая деятельность, т. е. у лица до момента совершения преступления возникает умысел и может быть отдален от преступления большим промежутком времени. Определенный умысел характеризуется наличием у должностного лица представления о характере и объеме возможного вреда.
Преступления, квалифицируемые по ч. 3 ст. 286 УК РФ,по данным которые я нашел в интернете,примерно в 30% случаев совершаются с определенным умыслом, в 70 % случаях он является внезапно возникшим, из которых 10–20 % составляют преступления с заранее неопределенным умыслом. Это указывает на существенную разницу формы умысла (определенный, неопределенный и внезапно возникший) при совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 и ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Установление субъективной стороны превышения должностных полномочий имеет большое практическое значение для квалификации преступления должностного лица. Это связано с тем, что законодатель предусматривает уголовную ответственность не только за умышленное превышение полномочий, либо злоупотребление ими, но и за указанные деяния, совершенные неосторожно.
Халатность уголовный закон определяет как «неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или ненадлежащего отношения к службе». Указанное преступление, как и превышение должностных полномочий, может быть совершено только специальным субъектом – должностным лицом, объектом посягательства также соответственно выступает государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Описание же объективной стороны халатности указывает на весьма разнообразные формы совершения данного преступления.
Превышение должностных
Сложность представляет установление неосторожной формы вины при совершении должностного преступления. Особое затруднение вызывает установление вины в преступлениях должностных лиц экономической направленности, когда должностными лицами в виду неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих полномочий причиняется материальный ущерб.
При выявлении указанных преступлений должностное лицо вполне может скрывать свой прямой умысел, указывая на неосторожный характер своего деяния. В таких случаях, по моему мнению, для квалификации деяния по ст. 293 УК РФ обвинитель должен установить не только неосторожную форму вины, но и выявить отсутствие корыстной либо иной личной заинтересованности при неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих полномочий. В противном случае преступление следует квалифицировать по ст. 286 или 285 УК РФ в зависимости от конкретных способов его совершения.
Также определенные сложности вызывает квалификация превышения должностных полномочий, совершенного из ложно понятых интересов службы. В данном случае возможны две ситуации:
Первая, когда должностное лицо скрывает личные мотивы неправильным пониманием служебной необходимости, и в данном случае деяние лица должно быть уголовно наказуемым.
Вторая ситуация, когда лицо действует на службе и в ее интересах, реализуя свои полномочия, считает, что руководствуется ее интересами. «В ряде случаев соответствующее побуждение должностного лица свидетельствует о его искреннем заблуждении относительно противоречия его деяния интересам службы, что, таким образом, означает отсутствие у него умысла на совершение превышения»5. В данном случае, на мой взгляд, должностное лицо не должно привлекаться к уголовной ответственности (здесь мы имеет дело с добросовестной ошибкой).
Итак, субъективная сторона превышения власти может характеризоваться только умышленной формой вины с прямым либо косвенным умыслом. Невозможно по неосторожности превысить полномочия, поскольку виновный сознает общественно опасный характер выхода за пределы предоставленных полномочий, сознает, что его действия противоречат деятельности учреждения, в котором он работает и понимает, что они возможны в силу занимаемого им должностного положения. Совершение этого деяния по неосторожности влечет уголовную ответственность по ст. 293 УК РФ. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 286, совершается также умышлено, однако вина должностного лица к наступившим тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.
Вторая глава - Квалификация превышения должностных полномочий по субъективным признакам
2.1. Субъективная
сторона состава преступления
предусмотренного ст. 286 УК России и проблемы
их установления
Субъект преступления является неотъемлемым
элементом состава
Признаки специального субъекта – это конкретные особенности субъекта данного преступления, выходящие за рамки общих требований к субъектам других преступлений. Они характеризуют весьма разнообразный круг свойств субъекта. При этом законодатель не случайно устанавливает уголовную ответственность применительно к каждому конкретному составу.
Во-первых, в реальной действительности преступления совершаются именно теми лицами, с которыми связана возможность привлечения к уголовной ответственности, например, должностное, воинское преступление.
Во-вторых, некоторые деяния достигают той степени общественной опасности, которая вызывает необходимость установления уголовной ответственности, лишь когда они совершены лицом, обладающим признаками специального субъекта. Например, взятку может получить и лицо, не являющееся должностным. Однако общественную опасность взятка приобретает только тогда, когда она принята должностным лицом, поскольку она нарушает нормальную деятельность государственного органа и дискредитирует его в глазах общества.
Признаки специального субъекта, как
правило, прямо указаны в конкретной
норме Особенной части УК РФ. Иногда
их можно уяснить путем
Как уже отмечалось, субъектом должностных преступлений является специальный субъект. Понятие должностного лица, определяемое в уголовном законе, отличается по наиболее существенным признакам «относительной стабильностью, состоящей в сохранении в целом функций лица, причисляемого к категории должностных, выражаемой, с одной стороны, в неодинаковом терминологическом определении, конкретизации и детализации этих функций и, с другой – в различном круге мест службы – органов, учреждений, организаций, предприятий, от деятельности в которых зависит признание лица должностным либо занимающим иное служебное положение»7. Это связано, прежде всего, с изменением социально-экономических условий в нашей стране: формированием рыночной экономики, признанием всех форм собственности и, как следствие, закреплением в Гражданском кодексе множества видов юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих, основанных на различных формах собственности, что привело к появлению новой категории лиц, выполняющих служебные обязанности в этих организациях, отличной от должностных лиц.
Данные изменения привели
1) формальный – нахождение на должности в государственном учреждении, предприятии, организации;
2) функциональный – исполнение определенных функций. В связи с этим разделяют государственных должностных лиц и служащих.
Субъектом рассматриваемого
состава преступления является лицо,
обладающее признаками должностного лица,
которые указаны в примечании
1 к ст. 285 УК РФ. «Должностными признаются
лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции
представителя власти либо выполняющие
организационно-
– характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т. д., но выполняющих иные, технические функции.
Информация о работе Квалификация превышения должностных полномочий по субъективным признакам