Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:17, курсовая работа
По данным официальной статистики, в каждой четвертой семье совершается насилие, а процесс семьи не только не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом усиливается. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье дети и жены. Родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда - самосуды, расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты. Разумеется, что насилие в семье явление не специфическое, а универсальное, всеобщее.
Введение 8
1. Общие положения о преступлениях, совершенных с применением насилия в семье …………………………..9
2. Характеристики насилия, его формы………………….………………….15
3. Некоторые криминологические характеристики лиц, совершающих преступление с применением насилия, и характеристика потерпевшего………………………………………………………………….25
3.1 Криминологические характеристики лиц, совершающих преступление с применением насилия ………………………….…………………………..25
3.2. Характеристика потерпевшего ………………………….………………36
Заключение …………………………………………………………………..40
Список использованных источников и литературы………………………..42
В Особенной части Уголовного Закона категория «насилие» встречается при конструировании более сорока составов преступлений. Многие ученые отдали большое количество времени для классификации подходов (путей, позиций) законодателя к урегулированию общественных отношений, порождаемых насилием, пытаясь найти стройную систему там, где ее нет. Причина этого, безусловно, скрыта в отсутствии определенности в отношении содержания уголовно-правовой категории «насилие».
К насилию относят не только весь спектр насильственных действий, охватываемых термином «насилие», но и криминально- уголовные явления, определяемые иными терминами, описывающими действия, которые, по мнению ученых, представляют собой «насилие» в широком его смысле, либо «насилие» является одной из форм их проявления. «В ряде случаев, – пишет Л. Д. Гаухман, – предусмотрены действия, которые по существу представляют собой насилие или могут выразиться в насилии, либо указаны последствия насилия в виде причинения смерти или телесных повреждений».
Уголовный Закон не раскрывает категорию «насилие», поэтому различные авторы вкладывают в нее свое содержание. Большинство ограничивается перечислением силовых действий и их последствий, и лишь немногие пытаются дать общее толкование данной категории. В. И. Симонов разделил современные мнения на четыре группы: а) применение физической силы к потерпевшему; б) всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего; в) воздействие на потерпевшего, которое может заключаться в нанесении удара (ударов), причинении телесных повреждений или смерти; г) любое противоправное воздействие на организм другого лица против его воли8.
Другие авторы говорят о том, что насилие, сопровождающее всю историю человечества, не имеет однозначных оценок его истоков, причин и функций, так как всегда необходим анализ конкретной исторической ситуации с учетом особенностей каждой культуры. Исходя из данной позиции, можно выдвинуть и предположить, по крайней мере, две ценностные тенденции в развитии насилия: первая исходит из стремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своей воли через систему власти. Вторая опирается на принцип равноправия сторон, стратегию диалога и компромисса9.
Во взаимодействии этих тенденций и выявляется эволюция форм насилия в истории, причем можно выделить два направления:
- движение от явных форм насилия к скрытым;
- стремление к ограничению насилия в контексте утверждения неотъемлемых прав человека.
Вопрос заключается в том, какое из этих двух направлений является преобладающим, главенствующим в рамках социального прогресса. Эволюция общества свидетельствует о постоянном росте значимости насилия в социальных отношениях. В традиционных обществах насилие чаще всего выступало в формах непосредственной реакции на «чужого» вплоть до его уничтожения. Индустриальное общество продолжило эту тенденцию, но здесь преобладающими становятся формы косвенного (скрытого) насилия.
С точки зрения многих ученых индустриальное общество расценивается как общество агрессии, где ее инстинктом выступает интеллект как основа рационалистического подхода к миру. Если разум устанавливает истинность, каких- либо идей, то все остальное - проблема технологии деятельности, задача которой реализация истины, посредством силового давления на объект. Наиболее явно эта логика отразилась в марксистской трактовке насилия, где насилие рассматривалось как объективный фактор социального прогресса, что на языке классовых отношений означает, что насилие имеет только социальные причины и характерно только для эксплуататорских обществ. Соответственно была обоснована идея необходимости и благотворности революционного (прогрессивного) насилия как способа утверждения общества без насилия.
Практическая реализация этих идей в XX веке показала их ограниченность и неприемлемость логики насилия, которое, будучи развязанным, в конечном итоге, выливается в мораль смерти, убийства и террор.
Помимо всего вышесказанного, нельзя не отметить два хорошо разработанных подхода к пониманию насилия. Это социобиологический и экологический подходы.
Согласно первому насилие связано напрямую с генетической природой человека. Например, на основе этологических (наука о животных) подходов к изучению агрессии среди животного мира некоторые авторы пришли к выводу, что человек также обладает своего рода наследием внутренне присущей ему агрессии. Именно эта черта человека связана с развитием оружия и организацией войн, хотя в человеке нет биологически неконтролируемых механизмов агрессии как среди других живых существ, Лоренц пишет: «Когда человек достиг стадии обладания оружием, одеждой и социальной организацией и тем самым преодолел опасности голода, замерзания, нападения диких животных и когда эти опасности перестали быть основными факторами в процессе естественного отбора, тогда селекция на основе врожденной враждебности должна была сойти на нет. Фактором, который отныне стал влиять на процесс естественного отбора, стали войны между враждебными соседствующими племенами»10.
Что касается традиционной и современной трактовки насилия, то она сводится к следующему: насилие (агрессивность) - это применение или угроза применения силы индивидом или социальной группой (в прямом или косвенном смысле) с целью принуждения других индивидов или социальных групп к определенному поведению, господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни для завоевания тех или иных прав и привилегий.
Кроме того, одна из причин актуальности проблемы насилия в настоящее время - все более возрастающая тенденция общей неудовлетворенности и нарастание внутреннего напряжения, чувства агрессии со стороны внешнего мира, и все это происходит на фоне современной социально-экономической нестабильности. Рост негативных переживаний неукоснительно влечет за собой депрессивное состояние личности, апатию или, напротив, склонность к повышенной жестокости и конфликтности. Насилие незаметно становится нормой нашей жизни, ведь для России и для других стран мира проблема насилия во все времена являлась одной из первостепенных и жизненно важных.
Насилие подразделяется на формы:
- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений человеку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.
- Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека, а также предъявление пострадавшему требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.
- Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий11.
- Эмоциональное насилие над ребенком — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Насилие в отношении женщин проявляется во многих формах. Оно может принимать форму физического, сексуального, психологического насилия. Все эти формы насилия взаимосвязаны, и женщина может подвергнуться насилию в любой из этих форм в течение всей своей жизни - от рождения до самой смерти. Вместе с общественными изменениями меняются, и модели насилия и появляются новые его формы.
Некоторые формы насилия, такие, как торговля людьми, распространяются по миру, невзирая на государственные границы.
Помимо этого насилие в отношении женщин ведет к их собственному обнищанию и обнищанию их семей, общин и стран. Оно подрывает продуктивность экономики, отвлекает ресурсы государственных учреждений и нанимателей и препятствует формированию человеческого капитала.
Насилие в отношении женщин представляет собой сложное явление, которое характеризуется множественностью проявлений и влечет за собой далеко идущие и долговременные последствия и потери. Для его искоренения нужны всеобъемлющие, систематические и решительные меры.
Бытовое насилие и изнасилования являются причинами 5% всех расстройств здоровья среди женщин в возрасте от 15 до 44 лет в развивающихся странах и 19% в развитых странах.
Насилие до и во время беременности чревато серьезными медицинскими последствиями, как для матери, так и для ребенка. Насилие ведет к повышению риска осложненной беременности и родовых патологий, в том числе выкидыша, преждевременных родов и рождения младенца с пониженным весом.
Ребенок, вынужденный наблюдать систематическое насилие в семье, с большей вероятностью допустит такое насилие в собственных межличностных отношениях, став взрослым.
Что касается детского насилия, то такое насилие, на взгляд автора, ужасно.
Рассмотрим физическое насилие над детьми.
Физическое насилие - одна из самых распространенных форм насилия над детьми. Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует скорее в общественном сознании, чем в реальной жизни. Когда говорят о насилии, формируется обычно образ родителя-монстра, алкоголика, либо психически больного, получающего удовольствие от страданий ребенка. Когда же говорят о физических наказаниях, как правило, имеют в виду обычных родителей, беспокоящихся за судьбу своего ребенка. При этом многим кажутся вполне допустимыми наказания ребенка за провинности ремнем, избиения различными случайно оказавшимися под рукой предметами, подзатыльники, тычки.
Практика работы с детьми, пострадавшими от физического насилия, и с родителями, применяющими физические наказания, показывает, что такие наказания легко переходят в насилие и что граница между насилием и наказаниями достаточно условна. С одной стороны, действия, которые внешне выглядят, как обычные наказания, могут являться способом разрешения эмоциональных проблем родителей, с другой стороны, родители, очевидно жестоко обращающиеся с ребенком, зачастую искренне считают, что делают это для его же блага.
И то и другое может приносить серьезный вред ребенку, его развитию и здоровью. Различия в мотивации родителей в применении физических воздействий, выявляемые, как правило, в процессе психологической работы, оказываются незначительными по сравнению с физическими и психологическими последствиями применения физических наказаний.
Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:
Дети как источник проблем - родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.
Нетипичная семья - жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.
Пьянство порождает агрессию - ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины, ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям12.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое обидное, что решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.