Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена теме «Система правоохранительных органов Российской Федерации: понятие, виды и основные задачи».
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.
Представленная курсовая работа посвящена теме «Система правоохранительных органов Российской Федерации: понятие, виды и основные задачи».
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.
При этом вне зависимости оттого, что Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию. Так согласно ст. 16 Конституции РФ правоохранительные органы являются составной частью Российской правовой системы.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ как неотъемлемой части государственной структуры, рассмотреть особенности деятельности и функции правоохранительных органов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правоохранительной деятельности в России;
- изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ;
- изучить функции и задачи правоохранительных органов;
-
выявить основные виды
Данная работа носит практический характер, так как она непосредственно входит в курс изучаемой дисциплины.
Предметом исследования данной работы является процесс организации системы правоохранительных органов РФ.
Объектом
исследования этой работы являются правоохранительные
органы РФ и система их работы и функционирования.
Одно из центральных мест в правоохранительной деятельности занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства1». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется2».
Правоохранительная
деятельность (как направление
(процедур)3.
Признаками правоохранительной деятельности являются:
а)
правоохранительная деятельность может
осуществляться только
на основе закона и в соответствии с его
нормами, а при необходимости -
и в процессуальной форме;
б)
в основе проведения правоохранительной
деятельности органами
исполнительной власти в каждом случае
ее осуществления должен
находиться конкретный факт, повод, основание,
например, сообщение о
совершенном (допущенном) правонарушении
либо о необходимости его
предупреждения;
в)
правоохранительную деятельность в
органах исполнительной
власти осуществляют органы военизированные
и вооруженные,
относящиеся к государственным военизированным
формированиям;
г)
правоохранительную деятельность в
органах исполнительной
власти могут осуществлять только лица,
состоящие на службе в
соответствующих правоохранительных
органах, имеющие военное или
специальное звание и образование, а также
навыки в данной работе;
д)
для сотрудников и
правоохранительную деятельность, установлен
особый порядок
прохождения службы, основанный на единоначалии
и строгой
субординации;
е)
принятые законные решения при осуществлении
правоохранительной деятельности органами
исполнительной власти
являются мерами юридического воздействия,
основанными на законе, в
связи с нарушением которого имело место
вмешательство
соответствующих органов (нарушение этого
требования влечет отмену
принятого решения) и подлежат обязательному
исполнению всеми
должностными лицами и гражданами (различными
органами и
организациями); связанные с правонарушениями,
которые ограничивают
права и свободы граждан либо затрагивают
интересы государства,
государственных, общественных или частных
организаций, могут быть
обжалованы.
В
законодательстве нет специально сформулированного
понятия «правоохранительные
От
понятия «правоохранительные
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
-
начало деятельности
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
-
правоохранительную
-
решения правоохранительных
-
законные и обоснованные
-
все связанные с
В
соответствии со ст.1 Конституции Российской
Федерации «Российская
Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие.
К
государственным
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят: адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.
Организацию,
структуру и компетенцию
В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов, занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.
Информация о работе Криминологическая характеристика рецидива