Криминологическая характеристика рецидива

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Представленная курсовая работа посвящена теме «Система правоохранительных органов Российской Федерации: понятие, виды и основные задачи».
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

Файлы: 1 файл

ПравоохрОрганы@.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 

     Введение

 

     Представленная курсовая работа посвящена теме «Система правоохранительных органов Российской Федерации: понятие, виды и основные задачи».

     Российская  Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции  РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более  право требует системы своей  защиты. Для защиты государственной  системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

     Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

     При этом вне зависимости оттого, что Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию. Так согласно ст. 16 Конституции РФ правоохранительные органы являются составной частью Российской правовой системы.

     Актуальность  данной курсовой работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

     Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов  в РФ как неотъемлемой части государственной структуры, рассмотреть особенности деятельности и функции правоохранительных органов.

     Для реализации цели необходимо решить следующие  задачи:

     - рассмотреть понятие правоохранительной деятельности в России;

     - изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ;

     - изучить функции и задачи правоохранительных органов;

     -  выявить основные виды правоохранительных  органов в России, их задачи и роль в правоохранительной деятельности.

     Данная  работа носит практический характер, так как она непосредственно входит в курс изучаемой дисциплины.

     Предметом исследования данной работы является процесс организации системы  правоохранительных органов РФ.

     Объектом  исследования этой работы являются правоохранительные органы РФ и система их работы и функционирования.  
 

     1 Правоохранительные органы в Российской Федерации

     1.1 Правоохранительная деятельность и ей признаки

 

     Одно  из центральных мест в правоохранительной деятельности занимает выполнение задач  по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства1». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется2».

     Правоохранительная  деятельность (как направление правоохранительной функции государства) – это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными правоохранительными органами для охраны права, установленного законами правопорядка с использованием соответствующих юридических мер воздействия к нарушителям в строгом соответствии с законом и соблюдением определенных законом правил 
(процедур)3.

     Признаками  правоохранительной деятельности являются:

     а) правоохранительная деятельность может  осуществляться только 
на основе закона и в соответствии с его нормами, а при необходимости - 
и в процессуальной форме;

     б) в основе проведения правоохранительной деятельности органами 
исполнительной власти в каждом случае ее осуществления должен 
находиться конкретный факт, повод, основание, например, сообщение о 
совершенном (допущенном) правонарушении либо о необходимости его 
предупреждения;

     в) правоохранительную деятельность в  органах исполнительной 
власти осуществляют органы военизированные и вооруженные, 
относящиеся к государственным военизированным формированиям;

     г) правоохранительную деятельность в  органах исполнительной 
власти могут осуществлять только лица, состоящие на службе в 
соответствующих правоохранительных органах, имеющие военное или 
специальное звание и образование, а также навыки в данной работе;

     д) для сотрудников и военнослужащих, осуществляющих 
правоохранительную деятельность, установлен особый порядок 
прохождения службы, основанный на единоначалии и строгой 
субординации;

     е) принятые законные решения при осуществлении 
правоохранительной деятельности органами исполнительной власти 
являются мерами юридического воздействия, основанными на законе, в 
связи с нарушением которого имело место вмешательство 
соответствующих органов (нарушение этого требования влечет отмену 
принятого решения) и подлежат обязательному исполнению всеми 
должностными лицами и гражданами (различными органами и 
организациями); связанные с правонарушениями, которые ограничивают 
права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, 
государственных, общественных или частных организаций, могут быть 
обжалованы.

     1.2 Понятие «правоохранительные органы»

 

     В законодательстве нет специально сформулированного  понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике. Его  можно также встретить в различных  документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.4

     От  понятия «правоохранительные органы»  необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

     Деятельность  правоохранительных органов характеризуется  специфическими чертами, реализация которых  призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

     - начало деятельности правоохранительных  органов в каждом случае должно  иметь повод - сообщение о совершении  преступления или иного правонарушения  либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

     - правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

     - правоохранительную деятельность  могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

     - решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

     - законные и обоснованные решения,  принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными  лицами и гражданами. Невыполнение  их влечет для правонарушителей  дополнительные санкции;

     - все связанные с преступлениями  и иными правонарушениями решения  правоохранительных органов, которые  существенно влияют на права  и свободы граждан либо затрагивают  интересы государства, государственных,  общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением5.

     1.3 Виды правоохранительных органов, их функции и основные направления деятельности 

 

     В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления6». Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.

     Правоохранительные  органы РФ - это государственные  органы, основной функцией которых  является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие.

     К государственным правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного следствия и дознания, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ, органы обеспечения безопасности.

     К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят: адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

     Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые  на них возложены: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

     В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

     Правоохранительные  органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов, занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Информация о работе Криминологическая характеристика рецидива