Криминологическая характеристика рецидива

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Представленная курсовая работа посвящена теме «Система правоохранительных органов Российской Федерации: понятие, виды и основные задачи».
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

Файлы: 1 файл

ПравоохрОрганы@.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Каждой  функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

     Вся деятельность правоохранительных органов  направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание  законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

     От  функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть  эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

     Данный  вопрос возникает в связи с  тем, что в последние годы много  говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного  режима правоохранительные органы рассматривались  в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного, правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

     - принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

     - совершенствования системы деятельности  правоохранительных органов, обязанных  противодействовать преступности  и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

     - установление принципиальных, исходных  положений устройства, организации  и деятельности правоохранительных  органов, направлений на сокращение  преступности и всех правонарушений;

     - определение новых юридических  и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

     - возложение обязанности оказывать  содействие правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и всеми правонарушениями на  другие государственные органы, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

     - развитие финансовой и материально-технической  базы для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.

     Таковы  основные направления организации  и деятельности правоохранительных органов. 

     2 Основные задачи правоохранительных органов Российской Федерации

     2.1 Судебная система Российской Федерации, прокуратура и их задачи

 

     Судебная  системаэто совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

     Судебная  система представляет собой сложную  организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя  подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.

     Конституционный суд РФэто орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства7.

     Основным  назначением конституционного контроля является выявление правовых актов  и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

     К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ8.

     Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются  в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют конституционность  законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав.

     Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложных дел.

     Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам9. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

     Районный (городской) суд - рассматривает в  качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся  все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам.

     Районный (городской) суд являются апелляционной  инстанцией, проверяющей решения  и приговоры мирового судьи. Он проверяет обоснованность и справедливость решения или приговора мирового судьи.

     Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба10.

     Военные суды могут рассматривать гражданские  и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными военнослужащими, или лицами, имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.

     Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита: нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления; нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.

     Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.11

     Управления  и отделы прокуратуры создаются в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры (управление по надзору за расследованиями преступлений, управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным, гражданским делам, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и другие).

     Задачи  прокуратуры12:

     - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

     - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

     - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу;

     - надзор за исполнением законов судебными приставами;

     - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

     - участие в рассмотрении дел судами;

     Прокурорский  надзор - это действия прокуроров по наблюдению за законностью решений  органов власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы граждан, общества и государства, а также  направленные на устранение нарушений законов и способствовавших обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

     Военная прокуратура – неотъемлемая часть  единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры13.

     Свои  полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. Функции Военной прокуратуры такие же, как и у Прокуратуры РФ, только свои функции Военная прокуратура реализует в военной сфере.

     2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской Федерации и их задачи

 

     Совет Безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних  угроз,  проведения  единой  государственной  политики  в  области обеспечения безопасности.14

     Правовую  основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные  законы, международные договоры РФ по вопросам безопасности, указы и распоряжения Президента РФ, а так же Положение о Совете Безопасности РФ15.

     Основные  задачи Совета Безопасности РФ16:

     - Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

     - Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ её обеспечения;

     - Подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

     - Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально – политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

     - Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

     - Разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

     - Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих, либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Информация о работе Криминологическая характеристика рецидива