Общая характеристика публицистического стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:08, реферат

Краткое описание

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 27.69 Кб (Скачать)

КГПУ  им. В. П. Астафьева 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Общая  характеристика публицистического  стиля» 
 
 
 
 
 
 

Выполнили:

  Бурмина Ольга;

Боднарчук Анна.

1 курс, ППД, 13 группа.

Проверила:

Новикова  О. А. 

Декабрь, 2010

§ 1. О понятии "публицистический стиль речи"

Публицистический  стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

В различных учебниках  по стилистике публицистический стиль  именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более  узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется  историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует  не только в печатных, но и в электронных  средствах массовой информации: его  было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает  и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных  и др.).

Название публицистического  стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже  не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней  произведений.

"Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы совре-менной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе". Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971. Т. 6. Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом  издании мы находим следующее  определение:

"Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

  • словесной (письменной и устной),
  • графически изобразительной (плакат, карикатура),
  • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
  • театрально-драматургической,
  • словесно-музыкальной.
  • Понятия публицистика и публицистический стиль, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.
  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Функции публицистического  стиля речи

Важнейшие функции  публицистического стиля - информационная и воздействующая.

Информационная  функция текстов, относящихся к этому стилю речи, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная  функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции  в публицистическом стиле заключается  в характере информации, ее источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют  общество о самых разнообразных  сторонах его жизни: о парламентских  дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях  и преступлениях, о состоянии  окружающей среды, о повседневной жизни  граждан.

Информация  в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и  размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие  связано с тем, что перед публицистическими  произведениями не ставится задача полного, всестороннего описания того или  иного явления. Публицист стремится  писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной  аудитории.

Информирование  граждан о положении дел в  общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого  стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Функция воздействия  является для публицистического  стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

В различных  публицистических жанрах, которые будут  рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать  в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное  информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического  стиля, конечно же, выполняют и  все остальные присущие языку  функции:

  • коммуникативную;
  • экспрессивную;
  • эстетическую.

§ 3. Общие функции  языка в публицистическом стиле

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым, стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Вот несколько  примеров экспрессивности газетных заголовков:

"Старый  вагон на новый  лад. Москва не  прощается с чешскими  трамваями", "Тайная  перепись. Мосгоркомстат  обещает не делиться  информацией", "Грибник  ошибается один  раз", "Верной  дорогой везете  товарища! Три часа  социализма на  Трех вокзалах". Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

Эстетическая  функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическим чувствам адресата.  
 
 
 

§ 4. Требования культуры речи, вытекающие из функций публицистического  стиля речи

Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям  публицистического стиля.  

  • Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.  
  • Функция воздействия связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.  
  • Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.  
  • Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.  
  • Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.
  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§5. Жанры публицестического стиля. Их характеристика.

Публицистический  стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно  публицистические жанры делятся  на информационные, аналитические и  художественно-публицистические.

Если вам  необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических  жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление  о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целомхарактерна объективность  в изложении информации.

Информационная  заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В  расширенной информации добвляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж  характеризуется присутствием автора на месте события. Современый репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где  совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вороса (интервью с очевидцами, участниками  события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно  может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о  событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических  жанров является анализ журналистом  социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события  с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое  строится как доказательство главного тезиса. Статья может предствавлять  собой как дедуктивное рассуждние - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуквивное - от посыла к выводу. В отличие  от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит  эмоциональный характер, его главная  цель - воздействие на читателя. В  качестве фактологических доказательств  могут использоваться различные  эпизоды событий, мини-интервью. Автор  выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Информация о работе Общая характеристика публицистического стиля