Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:25, доклад
Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Особенностью
публицистического стиля
Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.
Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.
Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.
Основной
стилистический принцип публицистики
В.Г. Костомаров определяет как единство,
сопряжение экспрессии и стандарта,
составляющее специфику газетной речи.
Конечно, в известном смысле сопряжение
экспрессии и стандарта (в тех
или иных "дозах") свойственно
всякой речи вообще. Однако важно, что
именно в газетной публицистике, в
отличие от других речевых разновидностей,
это единство становится стилистическим
принципом организации
На стилистику
публицистической, прежде всего газетной,
речи сильное влияние оказывает
массовый характер коммуникации. Газета
- одно из наиболее типичных средств
массовой информации и пропаганды.
Здесь массовым оказывается и
адресат, и автор. Собственно, газета
и конкретный корреспондент выступают
не от имени какого-то одного лица или
узкой группы лиц, но, как правило,
выражают позицию миллионов
Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:
1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;
2) сдержанность,
официальность, подчеркивающие
3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).
Такова сложная стилевая структура газетной речи.
Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.
Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.
Публицистический
стиль речи представляет собой функциональную
разновидность литературного
· в словесной (письменной и устной),
· графически изобразительной (плакат, карикатура),
· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
· театрально-драматургической,
· словесно-музыкальной.
Публицистика
нередко используется в художественных
и научных произведениях. Понятия
публицистики и публицистического
стиля, как видно из этих определений,
совпадают не полностью. Публицистика
- это род литературы, публицистический
стиль - функциональная разновидность
языка. Произведения иных стилей могут
отличаться публицистической направленностью,
например научные статьи, посвященные
актуальным экономическим проблемам.
С другой стороны, текст, публицистический
по стилю, может оказаться не принадлежащим
к данному роду литературы вследствие
сугубо информационного характера
или неактуальности обсуждаемых
проблем.
Список литературы.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983; 234 с.
2. Русский язык и культура речи. Под ред. В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002; 127 с.
3. Солганик Г.Я.
Стилистика русского языка. - М.: Дрофа,
1996; 348 с.
Министерство образования и
Григорьевича и Николая
Кафедра: «Административное
На тему:
«Публицистический стиль языка,
его функции, стилевые черты и
Доклад подготовила:
Студентка 1 курса
ФПП ТМДк-411
Спирина
Анастасия.
Доклад принял:
преподаватель
Гуделева
Елена Михайловна