Публицистический стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:25, доклад

Краткое описание

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 23.30 Кб (Скачать)

Публицистический  стиль занимает особое место в  системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в  рамках других стилей. Научная и  деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она  стремится удовлетворить как  интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский  лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью  публицистического стиля является широкий охват лексики литературного  языка: от научных и технических  терминов до слов обыденной разговорной  речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя  в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Одной из важных функций публицистики (в  частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен  и жанровый репертуар современной  публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и  заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и  рецензия, и другие жанры.

Богата  публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой  воздействия, использует самые разнообразные  тропы, риторические фигуры, многообразные  лексические и грамматические средства.

Другой  основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и  другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий  языкового творчества: она создается  в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку  языкового материала. В то же время  она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые  готовят свои материалы часто  в отрыве один от другого.

Основной  стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех  или иных "дозах") свойственно  всякой речи вообще. Однако важно, что  именно в газетной публицистике, в  отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает  массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств  массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и  адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают  не от имени какого-то одного лица или  узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных  стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение  в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как  лингвистический признак газетного  стиля находит воплощение и в  своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности  местоимений мы, вы, наш, ваш и  в особенностях их употребления.

Другая  сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается  в таких особенностях публицистического  стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость  фактов, информации; эти черты реализуются  в именном характере речи, своеобразии  фразеологии (клише) и т. д.;

3) известная  обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

Такова  сложная стилевая структура газетной речи.

Для газеты характерны также поиски хлестких и  метких оценок, требующих необычных  лексических сочетаний, особенно при  полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета  и лицемерие всю жизнь ходят  в обнимку»; «Новости спешат, набегая  друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Публицистический  стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка  и широко применяется в различных  сферах общественной жизни: в газетах  и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового  читателя и документальное кино. В  различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.). Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений. Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971, т. 6. Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений. В другом энциклопедическом (Советский энциклопедический словарь. М., 1990, с. 1091) издании мы находим следующее определение. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

· в  словесной (письменной и устной),

· графически изобразительной (плакат, карикатура),

· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

· театрально-драматургической,

· словесно-музыкальной.

Публицистика  нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия  публицистики и публицистического  стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность  языка. Произведения иных стилей могут  отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные  актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим  к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера  или неактуальности обсуждаемых  проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983; 234 с.

2. Русский язык и культура речи. Под ред. В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002; 127 с.

3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М.: Дрофа, 1996; 348 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Министерство образования и науки  РФ. Федеральное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования        «Владимирский  Государственный Университет имени  Александра   

                               Григорьевича и Николая Григорьевича  Столетовых». 

                                                    
 

                            Кафедра: «Административное право  и таможенное дело»  
 

                                                                 

                                                                   Доклад.

                                   По дисциплине: «Культура речи».

На тему: «Публицистический стиль языка, его функции, стилевые черты и                                                                                                                                                                      

                                                      особенности». 
 

Доклад  подготовила:

Студентка 1 курса

ФПП  ТМДк-411

Спирина Анастасия. 

Доклад  принял:

 преподаватель

Гуделева Елена Михайловна 
 
 
 

                                                                 Владимир – 2011г. 
 
 

Информация о работе Публицистический стиль