Контрольная работа по дисциплине: Уголовная ответственность за экономические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из данного определения, в литературе выделяют признаки предпринимательской деятельности:

Оглавление

Преступления в сфере предпринимательства…………………………………………3
Тесты…………………………………………………………………………………….41
Тест № 1…………………………………………………………………….…………...41
Тест № 2…………………………………………………………………………….…...42
Тест № 3………………………………………………………………………….……...43
Тест № 4…………………………………………………………………………….…...44
Список используемой литературы…………………………………………….………45

Файлы: 1 файл

Уголовное право КР.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

- искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости;

- умышленное занижение размеров  платежей за землю.

Сделка признается незаконной, если она совершена с  нарушением требований законодательства РФ (гражданского или земельного). Под регистрацией незаконных сделок с землей понимается совершение действий, образующих процедуру регистрации и завершающихся внесением сведений о праве собственности на землю и иных правах, выдачей свидетельства о праве собственности на землю19.

Согласно ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением20. Согласно ст. 27 ЗК РФ21, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте  находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»22.

Под заведомостью в данном случае следует понимать достоверную осведомленность о регистрации сделки, которая не соответствует действующему гражданскому и земельному законодательству.

Под государственным  кадастром недвижимости в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» понимается систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Законом недвижимом имуществе, а также сведений и о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом сведений23.

Под искажением сведений следует понимать внесение неверных сведений в документы Государственного кадастрового учета недвижимого имущества относительно местоположения, размера, кадастровой стоимости и т.д. земельного участка.

Согласно ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Под умышленным занижением платежей на землю понимается совершение действий, влекущих за собой уменьшение платежей на землю, их несоответствие установленных законодательством ставкам.

Состав  данного преступления формальный, т.е. он является оконченным с момента совершения любого из трех перечисленных действий.

Субъективная  сторона характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает незаконность своих действий, связанных с незаконной регистрацией сделок с землей, искажением сведений государственного кадастра недвижимости, умышленным занижением размеров платежей за землю, и желает их совершить.

Обязательным  элементом субъективной стороны  данного преступления является его  совершение из корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в разрешении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 октября 2009 г. N 12 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»)24.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В примечании к ст. 285 УК РФ дается понятие должностного лица, под которым понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные  должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями  или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.д.25

Применительно к кругу субъектов  данного преступления необходимо заметить, что он является различным для каждого из перечисленных в ст. 170 УК РФ деяний: ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей несут должностные лица Федеральной регистрационной службы26; за искажение учетных данных - должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; при занижении платежей за землю в случае занижения налоговых платежей - работники налоговых органов; в случае занижения арендной платы за землю - соответствующие должностные лица органов исполнительной власти, ответственные за указанные действия.

 

Незаконное  предпринимательство (ст. 171 УК РФ)

Общественная  опасность данного преступления обусловлена тем, что его совершение нарушает нормальную работу «рынка», способствует возникновению и процветанию «теневой экономики».

В отличие от двух вышерассмотренных  составов преступлений, незаконное предпринимательство  достаточно часто регистрируется правоохранительными  органами. Б.В. Волженкин применительно к данному аспекту отмечал, что «незаконное предпринимательство составляет часть теневой экономики, ее так называемый серый сектор, куда включаются непреступные виды бизнеса, находящиеся вне государственного контроля, в отличие от «черного» сектора, связанного с преступным бизнесом...»27.

Непосредственным  объектом незаконного предпринимательства являются общественные отношения, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с законом. Иной точки зрения придерживается Н.А. Лопашенко, указывающая, что объектом незаконного предпринимательства является принцип законности экономической деятельности28. Представляется, что согласиться с данной позицией нельзя по той причине, что принципы - это базовые установки, исходя из которых осуществляется предпринимательская деятельность; в свою очередь общественные отношения, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с законом, охватывают все группы отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и именно они ставятся под охрану уголовно-правовой нормой.

Объективную сторону  преступления образуют пять альтернативных действий:

- осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации;

- осуществление предпринимательской  деятельности с нарушением правил  регистрации;

- представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем»29 указал на то, что при решении вопроса о наличии в действиях лиц состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, следует руководствоваться признаками предпринимательской деятельности, определенными в ст. 2 ГК РФ, где указано, что данная деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке30. Также отмечается, что обязательной государственной регистрации подлежит и юридическое лицо. В литературе в связи с вышеуказанным обращается внимание на такой признак предпринимательской деятельности, как направленность на систематическое получение прибыли. Подробно исследовали данный вопрос, в частности, Б.В. Волженкин, О.Г. Карпович31. И.А. Клепицкий применительно к данному вопросу пишет: «Систематическое получение прибыли нельзя рассматривать в качестве обязательной характеристики деяния. В действительности предпринимательская деятельность может приносить вовсе не прибыль, а убытки, при этом она не утрачивает характера предпринимательской. Закон не требует от предпринимательской деятельности и систематического совершения сделок, направленных на получение прибыли, такая деятельность может осуществляться и на основании единственной сделки, например при аудиторском обслуживании состоятельной организации»32.

Представляется, что при оценке систематичности осуществления  предпринимательской деятельности без регистрации необходимо подробно исследовать конкретные обстоятельства каждого отдельного случая, в том числе тот вид деятельности, которым виновное лицо занималось, размер потенциального дохода от данного вида деятельности.

Согласно п. 3 указанного Постановления, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При осуществлении предпринимательской  деятельности лицом без специального разрешения (лицензии) лицо осуществляет деятельность, на которую имеет право только на основании специального разрешения (лицензии) при его отсутствии. Согласно ст. 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»33, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Уголовная ответственность за экономические преступления