Изучении назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:37, аттестационная работа

Краткое описание

В последние годы наметился не только общий рост преступности, но и увеличение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними, а это не может не беспокоить. Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к непоправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество. Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об отклоняющемся развитии подростков, которым через некоторое время суждено стать стержнем нации. Подростку надо утвердиться в жизни, но часто это не может произойти по независящим от него причинам и тогда происходит озлобление на общество, стремление заявить о себе противозаконным путем. В данном процессе ключевая роль отдается государству, которое должно проводить грамотную политику по отношению к несовершеннолетним.

Оглавление

Введение.............................................................................................................
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних……………………
2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним……………….
2.1 Штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью…..
2.2 Обязательные, исправительные работы и арест…………………………
2.3 Лишение свободы на определенный срок……………………………….
3. Назначение наказания несовершеннолетнему………………………..
3.1 Смягчающие и отягчающие обстоятельства……………………………
4. Проблемы назначения наказания и освобождения от него…………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая 23.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Альтернативу исправительным работам в том случае если несовершеннолетний еще не работает, я вижу в назначении ему такого вида наказания как  обязательные работы, которые с одной  стороны приучат несовершеннолетнего  к труду, привьют ему ответственное  отношение к работе, а с другой будет эффективным средством исправления несовершеннолетнего. 10

Арест в связи со своей  спецификой может применяться не ко всем несовершеннолетним это связано  с тем, что условия отбывания  данного вида наказания довольно жесткие, этим во многом и объясняется то, что законодатель указал, что арест может применяться лишь к лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Но и будучи старше данного возраста не каждый несовершеннолетний сможет адекватно воспринять этот вид наказания.11 Этот вид наказания эффективен по отношению к лицам с уже сложившейся психикой и проявленным противоправным поведением. Получив хорошую психологическую встряску и находясь в строгой изоляции от общества несовершеннолетний, несомненно, задумается над своим прошлым и со стороны посмотрит на свое поведение, сделает соответствующие выводы. Если же несовершеннолетний обладает еще не сложившейся психикой и неустойчивым характером, то для него арест может оказаться большим ударом, вызвать протестную реакцию на действия суда, зародить в нем озлобленность на общество. Несовершеннолетний с еще не сложившейся психикой не будет непосредственно задумываться над совершенным им деянием, для него назначенное наказание, вырывающее его из обычного течения жизни, будет несоизмеримо тяжелее того преступления которое он совершил, это в свою очередь порождает чувство несправедливого отношения к себе, которое обычно заканчивается полным озлоблением на правоохранительные органы и формированием стойкого противоправного образа мышления.

Самым строгим наказанием осуществляющемся в отношении несовершеннолетних является лишение свободы на определенный срок, которое заключается в изоляции несовершеннолетнего преступника от общества, путем помещения его в воспитательную колонию. Наказание в виде лишения свободы предполагает также исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду и проведения с ним систематической воспитательной работы. Важным признаком лишения свободы является срок, на который осужденный помещается в исправительное учреждение. Особенно существенным размер срока является по отношению к несовершеннолетнему. Проблемным в данном случае является то, что давно доказано, что краткие сроки лишения свободы не способствуют исправлению осужденных, с другой же стороны несовершеннолетие является периодом окончательного становления личности и от того, в каких условиях будет развиваться несовершеннолетний, во многом будет зависеть и то каким человеком он вырастит.12 Нередко в данном случае правоприменитель старается применить условное осуждение.

Довольно часто суд  руководствуется принципом гуманизма  и назначает условное наказание, применение которого колеблется от 50 до 70%. Но, к сожалению, несовершеннолетние не встретив никаких санкций со стороны государства за предыдущее преступление совершают новое. Исходя из этой ситуации, на мой взгляд, следует чаще применять альтернативные лишению свободы наказания.

Несовершеннолетний должен осознавать неотвратимость наказания, а не его видимость.

Сегодня, как показывает статистика, основное наказание для  несовершеннолетних - условный срок. Взрослые осужденные воспринимают условный срок как "победу", оправдательных приговоров российские суды по-прежнему практически  не выносят, они составляют лишь 0,4 процента от общего числа. Несовершеннолетние мгновенно усваивают в силу своей незрелости такое отношение к условному осуждению и оценивают его как безнаказанность. Условное осуждение без комплекса мер социального воздействия специально обученным персоналом не приносит должного эффекта. Рецидив преступлений обусловливает все большее распространение в среде малолетних убийств, изнасилований, грабежей, сбыта наркотиков. В общей структуре преступлений несовершеннолетних 73,6 процента составляют особо тяжкие и тяжкие.

Кроме того, как справедливо  отмечается в литературе, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.

Третий недостаток ст.90 УК РФ заключается в том, что в  ней не раскрыто содержание систематичности  неисполнения несовершеннолетним возложенных  на него мер, как и тех нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение.

В частности, возникают  вопросы: какое количество случаев  неисполнения возложенных на подростка. Надо ли считать неисполнением возложенных  мер совершение подростком того или  иного проступка по неосторожности?

Наконец, в-четвертых, недостаток анализируемой нормы видится в том, что законодатель не раскрывает понятие "специализированные государственные органы", на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия.

Между тем это понятие  достаточно расплывчатое. В частности, каждый государственный орган имеет  специфические задачи, в силу чего, по большому счету, каждый из них можно  отнести к категории "специализированный".

Представляется, что до решения этой проблемы на законодательном уровне под специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, целесообразно считать: комиссии по делам несовершеннолетних; отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения (школы, техникумы и т.д.).

Вместе с тем было бы целесообразно законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.

В 1999 году, например, 22% осужденных подростков судами были назначены принудительные меры воспитательного воздействия. Эту важную тенденцию судебной практики можно считать положительной, так как применяемые принудительные меры воспитательного воздействия, перечисляемые в ст.90 УК РФ, не являются по существу уголовным наказанием, хотя преследуют, в общем-то, те же цели. Применяя эти меры, суд не ставит несовершеннолетнего в положение осужденного, что чрезвычайно важно для еще не совсем сформировавшейся личности несовершеннолетнего.

Освобождение судом  от наказания несовершеннолетнего  осужденного и применение к нему такой меры уголовно-правового воздействия, как помещение в специальное  воспитательное учреждение закрытого типа ч.2 ст.92 УК РФ она применима только в отношении несовершеннолетнего от 14 до 18 лет совершившего преступление средней тяжести или тяжкое. Но данное освобождение применяется в практике крайне редко: 2003 - 368, 2004 - 643, 2005 - 620. Несмотря на то, что направление несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не имеют в суде широкого применения, они все же применяются на практике при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних.13 В тоже время в деятельности государственных органов, применяющих нормы законодательства о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, не во всех регионах есть такие учреждения, в следствии чего многие дети утрачивают связь со своими родными и близкими, что в свою очередь может пагубно отразится на развитии несовершеннолетних. Во-вторых, ослаблен ведомственный контроль за работой закрытых учреждений. Много недостатков в воспитательной подготовке несовершеннолетних. Нередко встречаются факты применения к несовершеннолетнему незаконных мер воздействия, нарушаются нормы питания, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы.

В 2003 году была исключена  из закона возможность помещения несовершеннолетнего осужденного в лечебно-воспитательное учреждение, что объясняется следующими причинами, подобных учреждений в рамках Минздрава нет. Вместе с тем в системе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

На протяжении многих лет не умолкают споры о создании специальных судов для несовершеннолетних, которые существуют во многих странах, но отсутствуют в РФ. Создание таких  судов необходимо для улучшения  работы судей, повышения их квалификации. Сейчас в нашей стране как раз не хватает судей, которые могут грамотно подойти к делами с участием несовершеннолетних, оценить их вину, оценить то окружение, в котором находится несовершеннолетний и в итоге выбрать то наказание, которое было бы максимально целесообразно в том или ином случае. 14

В развитых странах такой  комплекс мер называют "программами  воспитательного правосудия", рассматривая их как дополняющие традиционные формы правосудия. Повсеместное введение ювенальных судов предлагается Советом при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. На наш взгляд, Россия в материальном плане вполне готова к подобному шагу. Создание отдельной коллегии по делам несовершеннолетних потребует 500 миллионов рублей, деньги небольшие, если учесть что их трата будет направлена на будущее нашей страны, на тех граждан, которым через несколько лет будет суждено стать лицом нашей страны, ее стержнем. При каждом суде будет один или несколько судей для рассмотрения дел несовершеннолетних. Затраты реальны для российского бюджета, законопроект готов уже два года, не хватает политической воли для его принятия и реализации. А в это время количество беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло уровня трех миллионов, в тоже время происходит " огосударствление" СМИ, которые молчат об этом, как впрочем, и о многих других проблемах, касающихся нашего государства, но усердно игнорированные нашими СМИ. В тоже время давно известно, что без давления общества государство редко пойдет на реформы, которые требуют твердой политической воли.

Одним из проявлений гуманизма  уголовного права является институт освобождения от наказания. Освобождение лица, совершившего преступление, от наказания  составляет исключительную компетенцию  суда, кроме освобождения от наказания в силу акта амнистии или помилования.

Общим основанием освобождения от наказания является нецелесообразность или невозможность назначения или  исполнения наказания утраты или  значительного уменьшения общественной опасности лица, совершившего преступление, ухудшения состояния его здоровья или по иным законным основаниям. Это общее основание конкретизируется и детализируется применительно к отдельным видам освобождения от наказания.

Социальное назначение института освобождения наказания состоит в том, чтобы экономить меры уголовной репрессии и стимулировать исправление лица, совершившего преступление, содействовать его скорейшему приспособлению к требованиям правопорядка, к нормам социального поведения, а также исключить назначение наказания в случаях, когда достижение его целей является невозможным.

Несовершеннолетний по УК РФ может быть освобожден от уголовного наказания и уголовной ответственности, как по общим основаниям, так и  по специальным, предусмотренных статьями 90-92.

Несовершеннолетний может  быть освобождён от уголовной ответственности  в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ), в связи с примирением  с потерпевшим (ст.76 УК РФ).

При освобождении от уголовной  ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

б) три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого преступления;

г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим  восемнадцатилетнего возраста, как  и к взрослым преступникам, могут  применяться амнистия и помилование.

Акт амнистии не вносит изменений  в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, то есть в отношении соответствующих деяний, совершенными амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти. Акт амнистии может сочетать в себе в себе как освобождение от уголовной ответственности, так и от наказания. По идее амнистия должна охватывать тех лиц, кто не совершил тяжкого преступления. Амнистия это не реабилитация, а акт милосердия.

Амнистия объявляется  Государственной Думой в отношении  индивидуально неопределенного  круга лиц, в чем принципиально  и отличается от помилования, применяемого к конкретному лицу.

Согласно Конституции  помилование осуществляется Президентом  РФ. Право президента на осуществление  помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний, помилованным может быть любое лицо. Ходатайство о помиловании может возбуждаться самим осужденным, его родственниками, общественными организациями.

Только в тех случаях, когда нет оснований для освобождения несовершеннолетнего от уголовной  ответственности в порядке ст. ст.75 - 76 УК РФ, следует рассматривать вопрос о возможности его освобождения с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Информация о работе Изучении назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних