Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:37, аттестационная работа
В последние годы наметился не только общий рост преступности, но и увеличение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними, а это не может не беспокоить. Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к непоправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество. Наличие большого числа несовершеннолетних преступников говорит об отклоняющемся развитии подростков, которым через некоторое время суждено стать стержнем нации. Подростку надо утвердиться в жизни, но часто это не может произойти по независящим от него причинам и тогда происходит озлобление на общество, стремление заявить о себе противозаконным путем. В данном процессе ключевая роль отдается государству, которое должно проводить грамотную политику по отношению к несовершеннолетним.
Введение.............................................................................................................
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних……………………
2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним……………….
2.1 Штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью…..
2.2 Обязательные, исправительные работы и арест…………………………
2.3 Лишение свободы на определенный срок……………………………….
3. Назначение наказания несовершеннолетнему………………………..
3.1 Смягчающие и отягчающие обстоятельства……………………………
4. Проблемы назначения наказания и освобождения от него…………
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………..
Такой подход обусловлен
тем, что освобождение от уголовной
ответственности
Во-первых, освобождение от уголовной ответственности на основании ст. ст.75 - 76 УК РФ является безусловным, т.е. не ставится в зависимость от последующего поведения освобожденного. Освобождение же от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия является условным, т.е. ставится в зависимость от последующего поведения несовершеннолетнего в период применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. В частности, в соответствии с ч.4 ст.90 УК РФ, если несовершеннолетний систематически не исполняет возложенные на него принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.
Во-вторых, окончательный
вопрос об освобождении от уголовной
ответственности
Для решения же вопроса
об освобождении несовершеннолетнего
от уголовной ответственности с
применением к нему принудительных
мер воспитательного
В-третьих, при наличии оснований и условий, перечисленных в ст. ст.75 - 76 УК РФ, освобождению от уголовной ответственности подлежат как взрослые, так и несовершеннолетние. Освободить же от уголовной ответственности на основании ст.90 УК РФ можно только несовершеннолетних правонарушителей, а в исключительных случаях и лиц в возрасте от 18 до 20 лет (ст.96 УК РФ). 15
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия возможно только в том случае, если на то есть основания и условия, перечисленные в ст.90 УК РФ. Так, в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности в анализируемой норме указано наличие в материалах дела данных, которые свидетельствуют о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия право, а не обязанность суда, прокурора и следователя. Поэтому, если правоприменитель не уверен, что для исправления подростка достаточно будет принудительных мер воспитательного воздействия, производство по делу должно продолжаться в обычном порядке.
Освобожденному от уголовной
ответственности
а) предупреждение;
б) передача под надзор
родителей или лиц, их заменяющих,
либо специализированного
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.
Так, предупреждение состоит в разъяснении вреда, причиненного деянием, и возможных последствий в случае повторного совершения преступления.
Передача под надзор - это возложение на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего.
Этот вид принудительных
мер воспитательного
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и его трудовых навыков.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению могут предусматривать запрет посещать определенные места, использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Приведенный перечень требований не исчерпывающий.
В ч.2 ст.92 указано, что несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средний тяжести, а также тяжкого преступления может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в такое учреждение до наступления им совершеннолетия, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний более не нуждается в применении данной меры. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. 17
Из перечисленного видно, что назначение наказания несовершеннолетним и его виды значительно отличается от общего порядка применения наказания. Это во многом связано с тем, что исправление несовершеннолетних преступников не может быть растянуто во времени как говорилось выше.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, еще раз отметим, что несовершеннолетние в УК РФ представляют собой отдельную группу участников уголовного права, что обусловлено спецификой данной группы лиц. Начало выделения несовершеннолетних в отдельную группу лиц относится к восемнадцатому веку и обусловлено помимо гуманизации уголовного права еще и осознанием разницы уровня развития взрослого человека и несовершеннолетнего.
Преступлениям несовершеннолетних присущи свои индивидуальные особенности связанные в первую очередь с теми физиологическими и психическими особенностями, которые присущи данной категории населения. Иногда у несовершеннолетних присутствуют мотивы и цели не присущие взрослой преступности это такие как интерес, желание выделится среди своих сверстником, преступная романтика.
Вместе с тем
Именно в связи с
этим появились различия в назначении
наказания несовершеннолетним и
возникновения порядка
Мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. В этом случае государство должно заботится в первую очередь о тех по кому ударят проводимые преобразования, в том числе и о несовершеннолетних. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. В этом чрезвычайна, важна роль суда, именно во многом от его решения зависит какое наказание будет применено к несовершеннолетнему и насколько оно эффективно для исправления виновного в каждом конкретном случае.
К несовершеннолетним не могут быть применены такие виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Это вполне выражает принцип справедливости, т.е. наказание должно соответствовать личности виновного. К сожалению судебная практика показывает на то, что на первом месте по применению наказания стоит лишение свободы, которое в 70% назначается условно и в основном не несет желаемого результата, на мой взгляд надо на много чаще применять альтернативные лишению свободы наказания, что с одной стороны оставит несовершеннолетнего в его привычной среде, а с другой стороны в отличии от условного осуждения не порождает иллюзию безнаказанности.
Применение принудительных мер медицинского характера довольно специфично, так как во многом зависит от личности потерпевшего, так в ч.1 ст.90 УК РФ указано, что применение мер, возможно, если будет признано, что таким путем исправление может быть достигнуто. Это довольно сложно определить и суд обычно обращает внимание на поведение и характер виновного, а также на его ближайшее окружение.
Уголовная ответственность несовершеннолетних является проблемным вопросом в нашей стране. Каждое дело о преступлении несовершеннолетнего требует индивидуального подхода, на практике у судей же сложился шаблонный подход к рассмотрению дел с участием несовершеннолетних.
Необходимо создание ювенальных судов, о создании которых говорится давно, но законодательство в сторону создания таких учреждений так и не продвинулось. К сожалению, существуют недостатки и непосредственно в Уголовном Кодексе, который не совсем конкретно раскрывает нормы о привлечении и освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних. К тому же иногда сами нормы не применяются в полном объеме на практике, это объясняется отсутствием необходимой базы для осуществления данных норм. Так, например, арест и обязательные работы стали применятся недавно и конечно же сразу не получили широкого распространения, также еще не преодолены все шероховатости при исполнении данных видов наказания.
Серьезного рассмотрения требует вопрос об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение данной процедуры должно нести разумный характер, так как при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетний может повести себя по-разному, один осознает свое противоправное поведение, другой же воспримет это как разрешение на продолжение своего беззаконного поведения.
Но все эти проблемы являются разрешимыми при правильной и хорошо продуманной работе государства и эффективной работе правоохранительных органов.
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013)
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)
4. "Семейный кодекс
Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 12.11.2012)
5. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.2013) "О воинской обязанности и военной службе". Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, №13, ст.1475
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)
7. Федеральный закон
от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об
основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013)
8. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N
1 (ред. от 09.02.2012) "О судебной
практике применения
9. Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N
7 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике
по делам о преступлениях несовершеннолетних"
10. Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 N
40 "О практике назначения судами уголовного
наказания"
11. Приказ МВД РФ от
26.05.2000 N 569 (ред. от 06.04.2007) "Об утверждении
Инструкции по организации работы подразделений
по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел"
Учебная и научная литература
1. Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс. (Учебник) Кочои С.М. (2010, 416с.)
2. Уголовное право. Особенная часть. Питулько К.В., Коряковцев В.В. (2010, 256с.)
3. Уголовное право. Особенная часть. (Учебник) Отв. ред. Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. (2008, 1008с.)
4. Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Рарога А.И. (2009, 496с.)
5. Уголовное право России. Общая часть. (Учебник) Под ред. Ревина В.П. (2010, 496с.)
6. Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 6. Законодательство первой половины ХlХ века М., 1988.
7. Советское законодательство (1945-1991). Том 2.М., 1995
8. Учебник Уголовное право // под ред. Рарога А.И., М., 2005
9. Комментарий к Уголовному Кодексу // под. Ред.В.И. Дементьева, М., 2005.
Периодические издания
1. Дядькин Д.И. "Правило учета несовершеннолетнего возраста подсудимого при назначении наказания" // Журнал Уголовное Право, 2006, №6
Информация о работе Изучении назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних