Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. Отечественная и зарубежная наука уголовного и исправительно-трудового права, а в определённой степени и криминология, достаточно интересно разрабатывают широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Понятие, социальное и правовое значение амнистии...........................
2. Анализ ч. 2 ст. 84 УК РФ....................................................................................
3. Понятие, социальное и правовое значение помилования...................
4. Анализ ч. 2 ст. 85 УК РФ....................................................................................
Заключение..............................................................................................................
Список использованных источников................................................................

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации  право объявления амнистии принадлежит  Государственной Думе Федерального Собрания РФ. По общему правилу, постановления  об амнистии и сейчас принимаются  в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 23 февраля 1994 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации".

Необходимо также добавить, что на уровне субъектов Федерации  решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы  (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует  конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

То обстоятельство, что  амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.

Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность  устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. “Об объявлении политической и экономической амнистии”, по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осуждённые ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в своё время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит Постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. “Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане”. Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ “Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе” объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия. Вот и последние события на Кавказе сопровождались принятием амнистии в отношении "боевиков", которые "сложат оружие" до 10 апреля 2000 года, которые не совершили тяжких и особо тяжких преступлений.

Во всех остальных  случаях применение амнистии может  быть оправдано лишь соображениями  гуманности, которую проявляет государство  к своим оступившимся гражданам.  

Действительно, большинство  актов амнистии касается тех категорий  осуждённых, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Также были освобождены  от наказания несовершеннолетние, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях.

Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные  и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания. В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии” злостными нарушителями режима следует считать лиц:

а) осужденных, в  отношении  которых  принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

б) осужденных,   содержавшихся   в  колониях  -  поселениях  и направленных в исправительные колонии  других  видов,  если  после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии.  Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

в) осужденных  к  исправительным работам,  которым за злостное  уклонение от отбывания  наказания  неотбытый  срок  исправительных работ  был  заменен судом наказанием в виде лишения свободы,  если они находились под стражей менее шести месяцев  на  день  принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое   преступление   до   постановки   на   учет  в  уголовно  -       исполнительных инспекциях;

г) осужденных,  совершивших   умышленные   преступления   до вступления  приговора  в  законную  силу,  а   также   совершивших умышленные  преступления  во время отбывания наказания,  в течение установленного судом испытательного срока или  в  период  отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

д) осужденных, которым  судом отменены условное осуждение  или  отсрочка  отбывания наказания,  если после вынесения постановления судьи  о  направлении  указанных   осужденных   в   исправительные   учреждения  они  находились  под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

е) осужденных,  не  уплативших без уважительных причин штраф в  установленные законом или судом сроки.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:

Во-первых, она при  всех обстоятельствах носит нормативный  характер, т.е. распространяется на индивидуально  не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа.

В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается обычным порядком и заканчивается вынесением оправдательного или обвинительного приговора. Так, например, Верховный Суд РФ признал прекращение дела в отношении С. и Ч. по амнистии неправильным, поскольку эти лица виновными себя в клевете не признали и согласия на прекращение дела по амнистии не давали. 

Наконец, в-четвёртых, акт  амнистии лишь создаёт нормативное  основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые  подпадают под амнистию, порядок  и условия её применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д 

Вообще амнистия - это  инструмент исправления недостатков уголовного законодательства, - сказал Павел Крашенинников. - Она активно применялась в переходный период от уголовного законодательства "развитого социализма" к современному Уголовному кодексу, когда в местах лишения свободы находились люди, осужденные по уже недействующим статьям УК. Конечно, нынешний Уголовный кодекс отнюдь не является верхом совершенства. Об этом говорят хотя бы многочисленные поправки, принятые в последнее время с целью либерализации уголовного законодательства. Особенно в отношении экономических преступлений. Далека от совершенства и правоприменительная, судебная практика. Однако "послабления" уголовного законодательства имеют обратную силу, а имевшие место судебные ошибки, очевидно, следует исправлять в индивидуальном порядке, а не путем принятия широкомасштабных амнистий. К тому же, обсуждение и принятие амнистии Государственной Думой - очень деликатный процесс. Слишком много людей - как осужденных, так и их родственников связывают с амнистией свои надежды. Поэтому непродуманное, как следует не просчитанное внесение проекта амнистии, исходя из конъюнктурных, предвыборных соображений, представляется мне делом безнравственным".

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие,  социальное и правовое значение  помилования.

Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только высшая федеральная власть, то есть – Президент.

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

В вопросе о помиловании  осужденных Президент обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим  умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах  Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента.

В юридической науке  и практике Российской империи считалось, что «при помиловании после судебного приговора о согласии на то милуемого не может быть и речи, так как оно касается лица, уже признанного виновным и приговоренного к наказанию». В случае помилования до вынесения приговора (называемого также аболицией) «вопрос представляется в ином виде: тот, на кого милость распространяется, еще виновным не признан, он может сознавать себя невиновным и ему нельзя отказать в праве требовать суда, чтобы пятно преступления было снято с него не снисхождением, а по исследовании всех обстоятельств дела, судебным приговором», однако не всем помилованным законодательство предоставляло «право просить ... о возобновлении дел, таким образом прекращенных».

В соответствии с п. «в»  ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен компетенцией осуществлять помилование. Нет таких положений уголовного закона, которые могли бы ограничить это право главы государства. Вследствие этого помилование не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части УК РФ. Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК России предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость». В приведенной записи воспроизводятся наиболее распространенные варианты актов помилования.

Информация о работе Амнистия и помилование