Туристический маркетинг, его основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить туристический маркетинг и перспективы его развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1. Туристический маркетинг………………………………………………...
1.1. Понятие маркетинга в индустрии туризма……………………….
1.2. Сущность и содержание маркетинга в туризме………………….
1.3. Становление и развитие туристического маркетинга……………
1.4. Уровни и координация маркетинга в туризме……………………
2. Оценка туристического маркетинга……………………………………...
3. Перспективы развития туристического маркетинга…………………….
3.1. Современные тенденции развития маркетинга…………………..
3.2. Развитие маркетинговых аспектов управления предприятиями индустрии туризма…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………...
Приложение 1 3

Файлы: 1 файл

туристический маркетинг, оценка, развитие.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, маркетинг охватывает область, значительно более широкую, чем традиционная сфера управления, поскольку он включает организационную культуру и климат, наиболее эффективно стимулирующие поведение, необходимое для успешной реализации концепции маркетинга. 

      1. Сущность  и содержание маркетинга в туризме
 

     Маркетинг - это наука, которая предоставляет  знания о рынке, законах его функционирования, о поведении покупателей на рынке, с которым связанное предприятие. Поскольку туристический, гостиничный  или же курортный бизнес никак  не имеет принципиальных отличий от иных форм хозяйственной деятельности, то возможно утверждать, что главные положения теории современного маркетинга способны в полной мере быть использованы и в туризме.

     Вместе  с тем, курортный, гостиничный и  туристический бизнес имеют свою специфику, которая отличает их никак не только от торговли товарами, однако и услугами. Вдобавок, в туризме объединяется торговля товаров и услуг (по оценкам практиков 75% представляют услуги, а 25% - товары). В данное время еще никак не произведен единый подход относительно выявления маркетинга в туризме. В связи с этим не только рассмотрим разные взгляды на проблему.

     Французские научный работники Ланкар и Олье отмечают, что туристический маркетинг - это серия основных методов и  приемов, произведенных в целях  исследования, разбора и решение определенных следующих задач относительно наиполнейшего удовлетворения нужд туристов, а похоже определение рациональных (с финансовой точки зрения) способов осуществления дел туристическими фирмами (санаториями, отелями и т.п.).

     Швейцарский исследователь Крипендорф определяет маркетинг в туризме как систематическую  координацию деятельности туристических  предприятий, а похоже частную и  государственную политику в сфере  туризма. Русский научный рабочий  Исмаев считает, что туристический маркетинг - это система торгово-производственной деятельности, направленная на воздаяние индивидуальных потребностей туристов на основе выявления и изучение спроса потребителей с целью максимизации денег. Немецкие ученые Ригер, Рот и Шранд определяют маркетинг в туризме как рыночное управление, направленное на достижение целей туристического предприятия эффективнее, чем у конкурентов, удовлетворяющих например, при этом потребности туристов. 

      1. Становление и развитие туристического маркетинга
 

     Маркетинг как самостоятельная сфера деятельности и наука выделился на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его появление обусловливалась формированием рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы.

     Главной причиной выделения туристического маркетинга стал бурное развитие туризма, который во многих странах мира стал важной отраслью народного хозяйства, а в некоторых - и главным источником доходов.

     Другие  факторы появления и развития туристического маркетинга:

     - повышение жизненного уровня  населения и доступности туристических услуг населению;

     - развитие транспортных коммуникаций  способствует расширению географии  путешествий и развития международного  туризма;

     - расцвет международных политических, экономических и культурных отношений  способствует формированию делового  туризма, путешествий в служебных целях;

     - процессы глобализации, в результате  которых путешествовать по миру  стало легче. 

     Таким образом, появление большого количества туристов и разнообразие их требований обусловили необходимость осуществления  маркетинговой деятельности рынках туристических услуг.  
Вместе с тем, развитие маркетинга в туризме обусловлен не только запросами потребителей, но и появлением конкуренции как между туристическими фирмами, так и между туристическими продуктами.  
Следует отметить, что становление маркетинга в туризме не было автономным. Теория и практика туристического маркетинга в значительной степени были позаимствованы из опыта промышленного маркетинга. Поэтому можно считать, что туристический маркетинг является лишь одной из субтеорий маркетинга.

     Первые  научные исследования в области  туристического маркетинга появились  в Европе в 50-х годах ХХ века Преподавание дисциплины «Маркетинг в туризме» основано в 1959 году в Бернском университете, Швейцария.

     Согласно  существующим в разные годы концепций маркетинга соответствующее направление получил и туристический маркетинг.

     В 50-е годы существовала концепция - Сбыт - его характеристика - В те времена туристический спрос превышал предложение, поэтому все туристические продукты реализовались на рынке, хотя и не все отвечали требованиям туристов. Туристические фирмы предлагали почти одинаковые продукты, острой конкуренции не было. Усилия маркетинга направлены на стимулирование спроса на относительно дорогие туристические продукты.

     С 1960 до 1980 концепция - Традиционный маркетинг - его характеристика - Появление конкуренции на рынке туристических услуг заставила туристические фирмы акцентировать внимание на сбыте своих продуктов, широко использовать рекламу и другие маркетинговые мероприятия

     С 1980 до 1995 концепция - Социально-этический маркетинг - его характеристика - Обострение конкуренции заставляло туристические фирмы изучать рынок и предлагать услуги, которые бы удовлетворяли требования этого рынка.

     С 1995 - по настоящее время существует концепция - Маркетинг взаимодействия - его характеристика - В современных условиях стандартного инструментария маркетинга оказывается мало - без использования коммуникационных и социальных приемов (формирование организационной культуры туристического предприятия, создание атмосферы дружбы и доверия, личные контакты) эффективность маркетинговой деятельности в туризме ограничено. Маркетинг направляется на становление долгосрочных отношений клиентов с фирмой.

     Таким образом, поиск потребностей туристов и полнее их удовлетворения является основой современной концепции маркетинга в туризме.

      1. Уровни  и координация  маркетинга в туризме
 

     Можно выделить следующие уровни маркетинга в сфере туризма:

     1) маркетинг туристских предприятий является процессом координирования возможностей предприятий и требований потребителей, вследствие чего туристам предоставляются услуги, удовлетворяющие их потребности, а предприятия получают доход, необходимый для развития и наилучшего удовлетворения требований клиентов в будущем;

     2) маркетинг производителей туристских услуг представляет собой систему комплексного исследования нужд потребителей и спроса для организации предоставления услуг, максимально направленных на удовлетворение потребностей конкретных клиентов, и обеспечения наиболее результативных форм и способов обслуживания;

     3) маркетинг общественных туристских организаций – деятельность, ориентированная на организацию, поддержание или трансформацию благоприятного общественного мнения;

     4) маркетинг территорий и регионов – деятельность, осуществляемая с целью формирования, поддержания или трансформации поведения потребителей турпродукта по отношению к конкретным городам, местностям или даже странам в целом.

     В период насыщения туристского рынка  особый смысл приобретает специализированный туризм по интересам. Туристские предприятия не предлагают свой продукт всем туристам, а стремятся к удовлетворению конкретных целевых групп потребителей. За рубежом все большую популярность приобретает персональный и экзотический отдых. Коллективные туры на всем известные курорты многих уже не удовлетворяют. Туристы все больше останавливают свой выбор на индивидуальных поездках, выбранных по своему вкусу.

     Изменяется  частота и продолжительность  туристских поездок. Частота имеет  тенденцию к увеличению, длительность – к уменьшению. Причина заключается, прежде всего, в желании потребителей в «разбивать» основной отпуск. Вместо одного продолжительного отпуска в год предпочтение отдается 2–3 непродолжительным турпоездкам.

     Следовательно, структурные изменения рынка  туристских услуг и условий конкуренции, поведения потребителей заставляют туристские предприятия выискивать новые маркетинговые приемы.

     Современный потребитель на туристском рынке  желает получить как можно больше новых впечатлений от поездки, что  делает туристский отдых интенсивным, насыщенным экскурсиями, прогулками, встречами и т. п.

     Маркетинг в туризме – это комплекс по управлению и организации деятельности туристских предприятий по разработке новых, более результативных видов  туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту для приобретения прибыли на основе роста качества туристского продукта и учета процессов, которые происходят на мировом туристском рынке.

     Туристскому продукту свойственны свои отличительные  особенности.

     1. Это совокупность услуг и товаров, характеризуемая сложной системой связей между разнообразными компонентами.

     2. Спрос на туристские услуги весьма гибок по отношению к уровню дохода и ценам, но такжезависит от политических и социальных условий.

     3. Потребитель, как правило, не может попробовать турпродукт до его потребления.

     4. Потребитель преодолевает расстояние, которое отделяет его от турпродукта и места потребления, а не наоборот.

     5. Турпродукт находится в зависимости от таких переменных, как пространство и время, для него свойственны колебания спроса.

     6. Туристский продукт формируется стараниями многих предприятий, каждое из которых располагает собственными методами работы, особыми потребностями и неодинаковыми коммерческими целями.

     7. Нельзя достичь высокого качества туристских услуг при наличии даже ничтожных недостатков, так как хорошее обслуживание туристов включает мелкие детали и тонкости.

     8. На качество туристских услуг влияют внешние факторы, которые имеют форс-мажорный характер.

     Маркетинг расширяет свои функции, акцентируя внимание на связях с потребителями. Длительные отношения с потребителями стоят намного меньше, чем маркетинговые затраты, нужные для привлечения интереса потребителя к услугам организации, поиска нового клиента.

     Туристский  продукт обязан быть хорошей покупкой. Следовательно, туристский маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, сосредоточенных на достижении такой цели.

  1. ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
 

     Индустрия туризма является одной из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю в настоящее время приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и потребительских расходов. Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составили 13%. По прогнозам ВТО, к 2015 г. количество международных туристских поездок составит более 980 млн, а поступления от туризма достигнут 1,3 трлн долл.

     Несмотря  на огромные возможности развития туризма, Россия выглядит на мировом рынке  туристских услуг более чем скромно. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока, что объясняется неразвитостью отечественного туристского рынка, отсталостью материально-технической базы, нехваткой квалифицированных кадров. Число иностранных туристов, ежегодно посещающих Россию, находится на уровне 1986 г. При этом необходимо отметить активизацию в последние годы международного туризма – количество выезжающих за рубеж туристов выросло почти в пять раз. Сокращение объемов внутреннего туризма и переориентация на выездной уменьшают доходы не только российских производителей туруслуг, но и бюджетов всех уровней. Выездной туризм в большинстве своем не обеспечивает новых рабочих мест и не приносит миллиардных доходов. Поэтому развитие и подъем индустрии туристских услуг в России многие эксперты связывают с расширением, в первую очередь, сферы внутреннего и въездного туризма, а также массовым развитием социального, спортивно-оздоровительного и рекреационного туризма.

Информация о работе Туристический маркетинг, его основные характеристики