Совершенствование конкурентоспособности туристской организации на основе современной концепции маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – предложить пути совершенствования конкурентоспособности туристской организации посредством современной концепции маркетинга.
Задачи проекта:
1)Выполнить анализ теоретических основ конкурентоспособности туристкой организации.
2) Рассмотреть существующие концепции маркетинга, их эволюцию, а также влияние на конкурентоспособность.
3)Провести анализ конкурентоспособности турфирмы ООО «Пегас Туристик» а также провести SWOT- анализ.
4)Выработать предложение по совершенствованию конкурентоспособности конкретной туристкой фирмы и оценить их эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИ
1.1. Сущность, основные понятия и виды конкурентоспособности
1.2. Концепции маркетинга, их сущность и содержание
1.3.Влияние современной концепции маркетинга на конкурентоспособность организации.
1.4.Клиентоориентированность, как основной инструмент современной концепции маркетинга
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ «ПЕГАС ТУРИСТИК» И ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
2.1. Общая характеристика туристской фирмы «Пегас Туристик»
2.2. Анализ состояния маркетинговой деятельности в туристской фирме Пегас Туристик».
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
3.1. Предложения по совершенствованию конкурентоспособности «Пегас Туристик» на основе программы лояльности потребителей
3.2. Оценка эффективности предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

DIPLOM ромашки.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

Поэтому под  конкурентоспособностью региона следует  понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения  и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг .

 

Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней  конкурентоспособности, так как  является важнейшим атрибутом экономики  и затрагивает всех товаропроизводителей.

Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность  товара включает также потребительские и ценовые.

Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина  конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских  и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.

Однако, на мой взгляд, при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

В настоящее  время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с  ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление

В работе Гарбацевича  конкурентоспособность продукции  определяется ее конкурентным преимуществом  на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания  эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.

Однако в  данном определении неучтено то, что  конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.

На мой взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое продукции и пр.

Высокая конкурентоспособность  фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

 

1.2. Концепции  маркетинга, их сущность и содержание

 

Впервые понятие  «маркетинг» (от англ. marketing - создание рынка, рынковедение) появилось в американской экономической литературе в самом начале XX в. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге - маркетинг. 

В 1901 г. в ряде американских университетов (Гарвардском, Илли-нойсском, Мичиганском) был подготовлен и начал читаться самостоятельный курс маркетинга, выделенный из общей экономической теории. В основном этот курс содержал описание приемов сбытовой деятельности промышленных фирм, операций оптовых и розничных торговцев и организации рекламных кампаний.

Какие же причины  позволили выделить маркетинг в  самостоятельную дисциплину? Для  этого необходимо знать, что с  начала XX в. происходили глубокие изменения  экономической среды под влиянием преобразования общественного производства, усложнения взаимосвязей в экономике, развития монополистических и государственно-монополистических форм регулирования хозяйственных отношений, обострения конкурентной борьбы. Эти изменения непосредственно влияли и на эволюцию маркетинга, который в своем развитии прошел несколько этапов. Что же касается концепции маркетинга, то она представляют собой систему взглядов, определяющих ориентацию предпринимательской деятельности на выстроенных этапах развития. На данный момент можно выделить 3 этапа в эволюции маркетинговых концепций, в ходе которых были разработаны следующие теории:

1 этап: производственная  концепция, товарная концепция,  концепция стимулирования сбыта.

2 этап: традиционный  маркетинг.

3 этап: концепция  социально этического маркетинга.

4 этап: маркетинг  взаимодействия.

5 этап: современная  концепция маркетинга.

1 этап. Производственная концепция

Производственная  концепция подразумевает, что покупатели более благосклонны к  широко распространенным и недорогим товарам. Последователи данной теории делают ставку на желание человека приобретать схожие товары, чтобы не выделяться на общем фоне окружающих людей.

Концепция предполагает:

•       непрерывное улучшение процесса производства;

•       массовое производство, в целях снижения издержек, а, следовательно, и цены товара, благодаря эффекту масштаба.

 

Данный подход используется для производства товаров  широкого потребления, технологически простых, унифицированных и не отличающихся сложностью производства. Производственная концепция оправдана также в следующих ситуациях:

•       спрос гораздо выше предложения (рынок продавца);

•       цена товара имеет решающее значение при его сравнении с товарами-конкурентами;

•       издержки производства могут быть снижены при увеличении объемов производства.

Для иллюстрации  данной концепции великолепно подходит история компании “Ford”, ставшая  уже классикой. Форд усовершенствовал производство автомобиля модели "Т", с целью снизить издержки на его производство, а, значит, и цену. Снижение цены привело к тому, что автомобиль стал доступным для широкого слоя покупателей. Судя по успеху данной компании, можно судить о том, что модель "Т" была отличным решением в конце XIX - начала XX века. Пожалуй, самым известным выражением Форда было: «потребитель может выбрать любой цвет машины, только если он черный». Может быть, черный цвет и являлся любимым цветом господина Форда, но только потому, что для окраски машин в черный цвет не приходилось тратиться на сушильные камеры, да и, помимо прочего, позволяли получать скидки при ее оптовых заказах.

В итоге Генри  Форд превратил в явь пословицу "машина не роскошь, а средство передвижения". Помимо прочего, повысив зарплату своим рабочим до 5$ в день (в 2,5 раза выше общепринятого уровня), он обеспечил себе и новый рынок сбыта.

Использование производственной концепции возвело компанию Форда впервые строки рейтинга в области автомобилестроения. Тем не менее, дальнейшее использование концепции оказалось чуть ли не смертельным для компании. Со временем покупателям надоели однообразные и упрощенные автомобили, да и конкуренты не бездействовали, выдвинув на рынок более актуальные модели авто.

1 этап. Товарная концепция

Товарная концепция предполагает, что потребитель предпочтет более качественный товар, обладающий более высокими качественными характеристиками. Данная концепция исходит из тезиса о том, что человек, желая подчеркнуть свою индивидуальность, будет покупать уникальный товар.

Для товарной концепции  свойственно следующее:

•       производство более качественных товаров, "перетягивание" покупателей за счет лучшего предложения;

•       в тех случаях, когда цена товара не является определяющей, внимание акцентируется на особенностях товара, его качестве, инновационности.

Товарная концепция  действенна в следующих условиях:

•       качество является решающим фактором выбора товара;

•       достаточно высока эластичность спроса по качеству;

•       товары-конкуренты дифференцируются по качеству;

•       товары технологически сложные.

И не подходит в  следующих случаях:

•       отсутствие общепризнанного обозначения "премиум качество";

•       некоторые покупатели делают выбор в пользу менее технологичных и более дешевых товаров;

•       на рынке существуют товары-субституты.

Не стоит  забывать, что нельзя акцентировать  внимание фирмы только лишь на модернизации своих продуктов. Следует проводить  мониторинг действий конкурентов, в  частности, в сфере инноваций. Особое внимание необходимо уделить появлению альтернативных товаров, т.к. они способны серьезно повлиять на положение фирмы в перспективе.

1 этап. Концепция стимулирования сбыта

Сбытовая концепция  полагает, что объем продаж компании в большей степени зависит  от прилагаемых компанией усилий по продвижению своих товаров. Сбытовая концепция – первая, которая предложила путь решения проблем за пределами организации.

Основные положения  сбытовой концепции:

•       основное внимание уделяется  созданию желания купить продвигаемый товар;

•       деятельность компании направлена на сбыт продукции, при этом реальные потребности покупателей в политике компании не отражены;

•       основные инструменты маркетинговой деятельности компании - цены и стимулирование.

Появление сбытовой концепции было предопределено: использование  производственной и товарной концепций  привело к проблемам в области  сбыта продукции. Перепроизводство и пассивный сбыт привели к  экономическому кризису 1929-1939 гг., отразив, таким образом,  существующие проблемы компаний. Стоит упомянуть неактуальность существовавшего определения маркетинга, которое не соответствовало уровню развития экономики на тот момент.

Концепция интенсификации коммерческих усилий планомерно стала  использоваться менеджерами, давая им ответы на вопросы разработки и продвижения продукции. В развитых странах была введена более совершенная система управления производственно-сбытовыми задачами, появившаяся в результате пресыщения рынка товарами. Для управления спросом начали применять специальные методы.

Как правило, сбытовая концепция применима в следующих  ситуациях:

•       товар не вызывает высокого спроса, но обладает потребительской ценностью (страховые услуги);

•       компания вынуждена в короткие сроки сбыть запасы своей продукции, в связи с реорганизацией или ликвидацией;

Информация о работе Совершенствование конкурентоспособности туристской организации на основе современной концепции маркетинга