Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:48, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании современного состояния международного туризма и его влияния на мировую экономику.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
-исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов стран;
- провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
-выявить перспективы развития международного туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития туристических услуг в мировой экономике………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие туризма и его основные виды……………………………………6
1.2. Классификация видов международного туризма……………………......10
Глава 2. Состояние и перспективы развития туризма
в мировой экономике…………………………………………………………..15
2.1. Характеристика туристических рынков и их динамика………………...15
2.2. Перспективы развития международного туризма……………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27
2) деловой - в основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств;
3) этнический - цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия;
4) религиозный - является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности;
5) спортивный - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;
6) рекреационный - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;
7) учебный - под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка;
8) экзотический - связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;
9) экологический - получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.
Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм. Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.)
Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок - 1 год. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня.
1) индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.
2) групповой тур - совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.
Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер.
Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах.
Самодеятельный, или так называемый альтернативный, туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.
В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.
1) въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах;
2) выездной - путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну;
3) внутренний - путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.
1) коммерческий - Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и, соответственно, получает прибыль. Чтобы преуспеть в туристическом бизнесе, требуются профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристическо рынка;
2) социальный - Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера;
3) интенсив-туризм - Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.) [17, c. 28-29].
Классификация в туризме имеет очень важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.
Глава 2. Состояние и перспективы развития туризма в мировой экономике
2.1. Характеристика туристических рынков и их динамика
Как известно, рынок – это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. В нем задействовано большое количество независимых друг от друга продавцов и потенциальных покупателей, способных и имеющих желание купить некую продукцию – в данном случае туристический продукт. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка [5, c. 87-99].
При характеристике туристского рынка
необходимо учитывать ряд моментов:
- основным предметом купли-продажи являются
услуги;
- кроме покупателя и продавца, в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;
- спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей - большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, большой замещаемостью, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
- туристское предложение также характеризуется
рядом отличительных характеристик: товары
и услуги в туризме имеют тройственный
характер (природные ресурсы, созданные
ресурсы, туристские ресурсы); высокая
фондоемкость отрасли; низкая эластичность;
комплексность.
На туристическом рынке каждый отдельный
продукт или услуга формируется из отдельных
компонентов (например, услуг перевозчиков,
проживания, питания и т.п.). Причем входящие
в туристический продукт компоненты могут
быть взаимозаменяемы, как в туристический
продукт в целом. Например, в туристический
пакет можно включить гостиницы разной
категорийности или предложить туристу
аналогичный тур, но разные варианты доставки
к месту назначения (самолетом, поездом
и автобусом). Такое свойство взаимозаменяемости
называется субституцией, которая в наибольшей
степени характерна для основных услуг
туристического рынка: транспорта, размещения,
питания, развлечений. Влияние субституции
тем ощутимее, чем большее число заменителей
имеет та или иная туристическая услуга.
Другая важная особенность туристического рынка – его комплементарность, т.е. свойство туристских товаров и услуг взаимодополнять друг друга. Оно выражается в том, что приобретение потребителем одних товаров и услуг часто ведет к необходимости приобретения целого комплекса других товаров и услуг. Например, транспортная услуга автоматически приводит к необходимости покупки других услуг (питания, развлечений и т.д.). Это приводит к существенному расширению затрат на производство туристических товаров и услуг, а также к перераспределению доходов между различными производителями туристических продуктов.
В зависимости от того, в каком состоянии находится туристический рынок, существуют и различные его формы. В ряде случаев туристический рынок может быть уже сформированным, т.е. круг производителей и потребителей определен. Такой рынок называют готовым, или захваченным. Но даже в этих случаях люди имеют возможность выбора места или способа проведения отпуска, а потому туроператор должен прилагать усилия к тому, чтобы привлечь покупателей или преодолеть конкуренцию. В других случаях рынок приходится создавать, т.е. необходимо формировать спрос на туристическую продукцию. Потенциальные покупатели должны быть осведомлены о существовании новых мест назначения, их достопримечательностях и сервисе и убеждены, что извлекут пользу, получат удовольствие от посещения данного места или участия в турне, круизе [17, c. 142-143].
Каждый регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь представлены составляющими их странами.
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия [19, c. 154-178].
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2008 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития. Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.
Информация о работе Состояние и перспективы развития туризма в мировой экономике