Состояние и перспективы развития туризма в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы заключается в исследовании современного состояния международного туризма и его влияния на мировую экономику.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
-исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов стран;
- провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
-выявить перспективы развития международного туризма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития туристических услуг в мировой экономике………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие туризма и его основные виды……………………………………6
1.2. Классификация видов международного туризма……………………......10
Глава 2. Состояние и перспективы развития туризма
в мировой экономике…………………………………………………………..15
2.1. Характеристика туристических рынков и их динамика………………...15
2.2. Перспективы развития международного туризма……………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.

Ведущими странами в  этом регионе являются Китай, Гонконг (Китай), Корея, Тайвань и Сингапур.

В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.

В Американском регионе  также было зарегистрировано сокращение (-1%), причем Северная Америка явилась единственным субрегионом, в котором сокращение (-5%) происходило третий год подряд, главным образом по причине слабой экономической конъюнктуры в сочетании с беспокойством по поводу безопасности после событий 11 сентября. В Карибском субрегионе (+8%) и Южной Америке (+12%) произошел энергичный подъем на фоне отрицательных показателей двух прежних лет, который был вызван улучшением экономической ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что способствовало росту внутрирегиональных путешествий.

Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм.

Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.

Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных туристских прибытий в 2007 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Тем не менее, туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа. Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний [15, c. 77]

Больше половины общего количества гостей в регион принимают  страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания,  Сейшельские острова и Зимбабве,  которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном  туризме  и  развивают  высококлассную  гостиничную индустрию.

Ближний Восток не пострадал  из-за неблагоприятной ситуации в  мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма.

В целом регион в 2009 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.

Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.

Постоянные колебания  в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны.

Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70%  поступлений от туризма и общие доходы Ближнего Востока от туризма.

Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего становления как самостоятельного сектора хозяйствования.

Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие [15, c. 53].

 

2.2. Перспективы развития международного туризма 

Международный туризм  - существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости. Индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в мире – 297 млн. 

Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.  В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. По данным Всемирной Туристской Организации, в 2010 г. количество международных туристских поездок составили 937 млн., а доходы от туризма достигли 1,1 трлн. долларов, при общем обороте мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов [23, 38-43].

В некоторых случаях  за счет туризма формируется до 30 и более % ВВП (Мексика, Испания и т.д.). Стремительное развитие сферы туристических услуг опосредовало формирование мощной туристической инфраструктуры: функционируют регулярные трансконтинентальные туристические маршруты, сформированы транснациональные гостиничные цепи и консорциумы. Туристические маршруты охватывают практически всю территорию земного шара. В соответствии с оптимистическим прогнозом развития мирового туризма формировались национальные и региональные программы развития туристических услуг, предусматривающие расширение гостиничных сетей, туристического транспорта, досуговой инфраструктуры и точек общественного питания.


Однако в настоящее время  обозначилась и стала отчетливо проявляться тенденция по формированию сдерживающих факторов развития туризма.

Они могут быть сведены к трем основным составляющим:

1. Подорожанию продуктов питания в мировом масштабе из-за продовольственного кризиса.

2. Удорожанию туристических маршрутов из-за роста стоимости транспортной составляющей вследствие прогредиентного повышения цен на углеводороды и электроэнергию.

3. Инфляционным ожиданиям населения, опосредованным разворачивающимся финансовым кризисом. Если первые два пункта сдерживающих факторов действуют в одном направлении, безусловно, ограничивая развитие мирового туризма, то третий пункт - инфляционные ожидания населения - действует разнонаправлено. Так, часть потенциальных туристов отказывается от осуществления своих туристических планов, опасаясь остаться без средств, при этом другая их часть, напротив, стремиться как можно более полно удовлетворить свои туристические амбиции, исходя из посыла, что раз вследствие инфляции они не могут приобрести что-нибудь по-настоящему дорогостоящее и достаточно ликвидное, то лучше постоянно дешевеющие деньги использовать на цели туризма для получения собственного удовольствия.

Другой данностью современного этапа развития экономики выступает некоторая регионализация туризма и необходимость учета воздействия глобальных тенденций в туристической сфере не только на федеральном, но и на региональном уровне. Это обстоятельство обусловлено значительным вовлечением регионов в международную деятельность по обмену услуг, в том числе и туризма.  

Одной из главных особенностей развития туризма является неравномерное  распределение туристских потоков  в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер.  

Согласно прогнозам  Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый рост туризма  в период с 2009 по 2020 годы,  в среднем на 4,4% в год. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадёт с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма – с 399 млн. долл. США в 1995 г. до 2 трлн.  долларов США в 2020 г.  

Также увеличатся затраты  туриста на одно путешествие –  с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долларов США в 2020 г, или в 1,8 раза. Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год [8, c. 176-190]. 

В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран  будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока [12].

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма  является резкое усиление конкуренции  на рынке туристического предложения  как следствие появления всё  большего числа растущих стран с  амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках.

Сфера туризма при  успешном развитии может стать одним  из ключевых элементов, позволяющих  создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства. При условии проведения эффективной государственной политики туристическая индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.

Таким образом, тенденции  развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.  Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.

Информация о работе Состояние и перспективы развития туризма в мировой экономике