Роль туризма в экономическом развитии Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………….6
1.1 Роль туризма в экономике в современных условиях…………………………………………………………………...……………………...6
1.2 Влияние туризма на экономику Казахстана………………………………………………..8
1.3 Теоретические аспекты туристской деятельности в Республики Казахстан………………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………………………...15
2.1 Приоритеты развития регионального туризма в Республике Казахстан……………….15
2.2 Туристский потенциал Республики Казахстан…………………………………………...16
- Северный Казахстан………………………………………………………………………16
- Южный Казахстан………………………………………………………………………...18
- Западный Казахстан………………………………………………………………………23
- Восточный Казахстан……………………………………………………………………..24
- Центральный Казахстан…………………………………………………………………..26
ГЛАВА 3 ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОБЪЕКТА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ТУРИСТОВ……………………………………...28
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан………………..28
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

                                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Планирование и организация туристского бизнеса»

на тему «Роль туризма в экономическом развитии Республики Казахстан»

  СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1 РОЛЬ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………….6

1.1 Роль  туризма в экономике в современных  условиях…………………………………………………………………...……………………...6

1.2 Влияние  туризма на экономику Казахстана………………………………………………..8

1.3 Теоретические  аспекты туристской деятельности в Республики Казахстан………………………………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………………………...15

2.1 Приоритеты развития регионального туризма в Республике Казахстан……………….15

2.2 Туристский потенциал Республики Казахстан…………………………………………...16

      - Северный Казахстан………………………………………………………………………16

      - Южный Казахстан………………………………………………………………………...18

      - Западный Казахстан………………………………………………………………………23

      - Восточный Казахстан……………………………………………………………………..24

      - Центральный Казахстан…………………………………………………………………..26

ГЛАВА 3 ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОБЪЕКТА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ТУРИСТОВ……………………………………...28

3.1 Современное  состояние туристской индустрии Республики Казахстан………………..28

3.2 Проблемы  развития туристской отрасли  страны…………………………………………30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерирования экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

 Во время прямого и косвенного  расходования у местного населения  накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

 Туризм, однако, может оказать  и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.

 Инфляция может привести  к сокращению количества употребляемых  местным населением продуктов. Этот  инфляционный риск особенно велик  в развивающихся странах из-за  неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

 С экономической точки зрения  туризм - это одна из ведущих  и наиболее динамичных отраслей  мирового хозяйства. За быстрые  темпы роста он был признан  экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей.

 В некоторых странах туризм  обеспечивает до четверти и  даже более всех поступлений  в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические  страны Венгрия и Чехия получают  от 15% до 35% валового национального  продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.

 Туризм оказывает огромное  влияние на многие ключевые  отрасли экономики: транспорт и  связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров  народного потребления. В туристской  индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

 Туризм как социально-экономическое  явление современности сложен  и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии — это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.

 Итак, влияние туризма на  экономическую жизнь страны заключается  в следующем. Туризм является  одной из наиболее доходных  и интенсивно развивающихся отраслей  мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

 Целесообразность активного  развития въездного туризма обусловлена  необходимостью увеличения поступлений  валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

 Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается  в том, что он влияет на экономику  через спрос и потребление  туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

 Большое значение имеет и  тот факт, что туризм обеспечивает  немалые поступления в государственный  и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

 Туристский рынок - это система  мирохозяйственных связей, в которой  совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в  деньги и обратного превращения  денег в туристско-экскурсионные услуги.

 Другими словами, туристский  рынок - это сфера проявления экономических  отношений между производителями  и потребителями туристского  продукта. Если экономические интересы  производителя и потребителя  туристского продукта совпадают, то происходит акт купли продажи туристского продукта.

 Рынок выполняет многочисленные  функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

1) реализация стоимости и потребительской  стоимости, заключенных в туристском  продукте;

2) организация процесса доведения  туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

 В процессе выполнения туристским  рынком первой функции происходит  движение стоимости, которое отражается  посредством обмена: деньги туристский  продукт.

 Завершение этого обмена  означает законченность акта  товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

 Функция организации процесса  доведения туристского продукта  до потребителя осуществляется  через создание сети турагентов  и туроператоров по его реализации.

 Функция экономического обеспечения  материальных стимулов к труду  заключается в том, что в процессе обмена “деньги - туристский продукт” на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта.

 Туристский рынок характеризуется  наличием субъектов, т. е. юридических  и физических лиц, которые являются  производителями и потребителями  туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов. Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

 Механизм функционирования туристского рынка это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен “деньги - туристский продукт”, на денежные потоки и потоки туристского продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РОЛЬ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Роль туризма в экономике  в современных условиях

 

Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерирования экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

 Во время прямого и косвенного  расходования у местного населения  накапливается доход в форме  заработной платы, арендной платы  и др. Этот дополнительный доход  местные жители могут расходовать  на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

 Туризм, однако, может оказать  и негативное воздействие на  экономику. Производство туристской  продукции и услуг требует  переброски ресурсов из других  сфер экономики, где потребность  в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.

 Инфляция может привести  к сокращению количества употребляемых  местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Информация о работе Роль туризма в экономическом развитии Республики Казахстан