Экономическое развитие Турецкой республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
2) Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
3) Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по МирЭк.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Институт Международных  Отношений (Университет) при МИД  РФ

__________________________________________________________________

 

 

 

 

Кафедра Мировой экономики

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

 

«Экономическое  развитие Турецкой республики»

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студент 1-го курса ИВЭС

                                                                               Алиев Довран.

Научный руководитель: Мамедова Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

«Экономическое  развитие Турецкой республики»

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
  2. Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
  3. Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После Первой мировой  войны, куда была вовлечена Османская  империя, которая ослабевала и пыталась опереться на помощь Германии, было заключено Мудросское перемирие, за которым последовал Севрский мирный договор. Фактически Османская империя была расчленена. Так закончилась более чем шестивековая ее история. 23 октября 1923г. была провозглашена Турецкая Республика. С того времени страна занимает выгодное геостратегическое положение: она расположена в пределах двух частей света – Европы и Азии.

Современная Турция – индустриально-аграрное государство. В 2006г. долевое соотношение между  основными секторами экономики  при оценке ВВП в текущих ценах производства было следующим: промышленность – 25,6%, сельское хозяйство – 9,2%, сфера услуг – 65,2%. Подобная структура валового продукта, по мнению ряда исследователей, дает право Турции относиться к новым индустриальным странам (НИС).

Турция после провозглашения себя республикой пробовала ряд  вариантов моделей социально-экономического развития. Будучи мусульманской страной, она избрала светский тип развития. В 20-х гг. была осуществлена попытка либерализации народного хозяйства. В 30-40-х гг. довольно плодотворно осуществлялась политика этатизма, т.е. жесткого государственного регулирования экономики страны, которая в 50-х гг. сменилась на «либеральный этатизм». Следующий этап, занявший два десятилетия (60-70-е гг.), характеризуется широким применением «смешанной экономики», суть которой заключалось в сосуществовании и во взаимодействии государственного и частного сектора в реализации пятилетних программ, использовавшихся для решения многих социально-экономических проблем. Эти варианты позволили Турции добиться значительного прогресса в ее социально-экономическом развитии, что, однако, не избавило страну от политических и экономических потрясений в конце 70-80-х гг.

Сохранившаяся практика прямого  и косвенного субсидирования предприятий  государственного сектора стала одной из основных причин нарушения внутрихозяйственных балансов, роста инфляции и безработицы. Эти процессы, резко обострившиеся к концу 70-х гг., вызвали рост социального недовольства. В сентябре 1980г. армия взяла власть в свои руки. После наведения порядка и, создания условий для продолжения реформ, проведения выборов в ноябре 1983г. власть была передана гражданскому правительству. В 80-90-е гг. турецкая модель развития приобретает новые, преимущественно либеральные черты.

В основе ее реализации лежит  долгосрочная программа приватизации государственных предприятий многих отраслей. Совершенствуя механизм, направленный на снижение бремени поддержки нерентабельных государственных предприятий: отменены субсидии, выдаваемые ранее убыточным предприятиям; отменены таможенные барьеры, мешавшие здоровой конкуренции отечественных и зарубежных представителей, и т.д.

Проводятся мероприятия  по поддержке и развитию экспортоориентированных  производств. Это позволило существенно  улучшить валютно-финансовое положение страны и не только спасти ее от финансового банкротства, но и существенно нарастить золотовалютный запас. Активное внедрение модели экономического либерализма за последнее десятилетие усилило привлекательность Турции для иностранного капитала.

В результате можно говорить о двух принципиально разных периодах в социально-экономическом развитии Турции. Первый период – с 20-х по 70-е гг. – характеризуется закрытой экономикой с преобладанием государственного регулирования всех процессов ее развития. Для этого периода преобладающим было догоняющее развитие на базе импортозамещения. Второй период, начавшийся после проведенных кардинальных реформ в 1980-1984 гг., примечателен использованием экспортоориентированной модели, базирующейся на системе активного вхождения в мировое хозяйство. 

Итак, перед  автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире. При написании данной курсовой автор использовал научные труды следующих экономистов-туркологов: Булатов А.С., Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М., Уразова Е.И., Киреев Н.Г., Еремеев Д.Е. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы экономического развития Турецкой республики

 

С приходом Мустафы Кемаля1 к власти 29 октября 1923г. (до этого с 1918г. Кемаль служил в Министерстве обороны. После оккупации Стамбула англичанами и разгона стамбульского парламента (16 марта 1920 г.) он созвал в Анкаре собственный парламент — Великое Национальное Собрание Турции. Сам Кемаль был избран председателем парламента и главой правительства. ВНСТ приняло и начало претворять в жизнь законы, направленные на успешное завершение Национально-освободительной войны) на начальном этапе становлении нового государства экономическая политика определялась неразвитостью его социально-экономической структуры. Из 14 млн. населения около 77% проживало в деревнях, 81,6% было занято в сельском хозяйстве, 5,6% - в промышленности, 4,8% - в торговле и 7% - в сфере услуг. Доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 67%, промышленности – 10%2. В среде турок имелась и относительно небольшая группа влиятельных торговцев.

В 1920-х годах  была правительством была осуществлена попытка либерализации народного хозяйства. На экономическом конгрессе 1923 г. в Измире представители семейств Авунндукзаде, Немлизаде (Стамбул), Ушакизаде (Измир), Кыннаджызаде (Анкара) и др. выступили с требованиями и рекомендациями властям всемерно поддержать национальный частный сектор в противовес компрадорскому – наследию империи. Основное требование на тот момент торговцев-турок заключалось в организации крупного торгового национального банка для предоставления кредитов национальному частному капиталу. Через год такой банк – Деловой – был учрежден при участии М.Кемаля. За десятилетие (1920-1930) в стране было создано 210 акционерных компаний с суммарным капиталом 112,8 млн.лир., в том числе 66 компаний с иностранным капиталом (42,9 млн.лир.). В 1924г. создается Турецкий торгово-промышленный банк в сотрудничестве с щвейцарским капиталом. Частный торговый национальный капитал, получив после провозглашения республики благоприятные условия для активизации своей деятельности, устремился в наиболее выгодные тогда сферы предпринимательства – банковское дело, подряды, торговлю. Важнейшим значением в этой связи имел Закон о поощрении промышленности, вступившей в силу с 1 июля 1927г. Промышленники получили безвозмездно землю до 10 га, освобождались от выплаты налогов на них, на прибыль и т.д. Государство также стремилось смягчить неблагоприятное воздействие таможенного тарифа, т.к. по Лозаннскому договору в течение пяти лет турецкое правительство не могло по своему усмотрению повышать низкие таможенные пошлины на импорт. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. возникла обстановка чуть ли не бума. Деятельность акционерного капитала происходила на фоне значительного роста мелкой кустарной промышленности. Другая отрасль обрабатывающей промышленности, где национальный частный капитал получил возможность развиваться в 1920-1930-е г., - текстильная, прежде всего хлопчатобумажная.

Но в 1930-40-х годах осуществлялась политика этатизма, жесткого государственного регулирования экономики страны. Так, доля частого сектора в 1942г. составляла 64%, в 1947г. она сократилась до 53,8%3. Но можно добавить, что в 1930-х гг. турецкие промышленники получили новый стимул для расширения промышленной деятельности в стране – был введен строжайший валютный контроль. Первые успехи частного предпринимательства в развитии текстильной и пищевой промышленности можно объяснить тем, что обстановкой защитных и поощрительных мер в наибольшей степени могли воспользоваться владельцы накоплений именно этих отраслей.

Для аграрной Турции утверждение заимствованного у Европы буржуазного права собственности, в т.ч. на землю, стало подлинной революцией в праве, если вспомнить, как на протяжении всего XIX в. и в начале XX шла борьба по этому направлению. Выиграли от этого прежде всего помещики: они стали собственниками своих формально арендуемых земель. Положение крестьян особо не изменилось, выиграли только те, что арендовали землю непосредственно  у государства. Наряду с ростом частной земельной собственности предусматривалось и формирование хозяйств крестьянской предпринимательской прослойки и тем самым расширение социальной базы режима в деревне. По имеющимся обобщенным подсчетам, с 1923 по 1945 гг. власти передали за выкуп или безвозмездно в собственность землевладельцев около 1,1-1,2 млн. га пригодных для обработки земли. Всего земельными собственниками стали 270тыс. семей. Поправка в Конституции о праве частной собственности4 в феврале 1937г. создавала правовую основу для возможности прямого вторжения государства в отношения земельной собственности, но вспыхнувшая вскоре Вторая мировая война послужила поводом для снятия земельного вопроса с повестки дня вообще, выработка законов об аграрной реформе растянулась на целых два десятилетия, вопрос о земле в 1930-е гг. оставался нерешенным. Ататюрк, стремящийся вывести Турцию на уровень современной цивилизации, реализовал в стране ряд реформ: создание образцовых сельскохозяйственных предприятий, издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий, принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933-1937 годы), строительство дорог на территории всей страны, а также реформы в общественной жизни, в правовой сфере, в сфере образования.

Также можно  добавить, что поддержка предпринимательского начала в 1920-е гг. и позже, развития рыночных отношений сопровождалась и усилиями государства по развитию транспорта и связи. Основное внимание тогда обращалось на железнодорожное строительство. В 1924г. в Турции стали осуществляться воздушные пассажирские перевозки. Деятельность авиационных иностранных компаний, захвативших этот рынок, продолжалась до 1936г., когда эксплуатация воздушных линий перешла в руки государства. В сентябре 1926г. впервые в Турции, в Анкаре, вступила в строй автоматическая телефонная станция, она в 1933г. насчитывала 1697 абонентов. В 1936г. радиовещание перешло в руки государства.

Перенос столицы страны в  Анкару повлек за собой развитие строительной отрасли – город создавался заново. Город застраивался стихийно, а затем  в соответствии с планом, разработанным берлинским архитектором Германом Янсеном. Началось строительство по многим другим городам страны промышленных зданий, особенно широкий размах в 1930-е гг., когда стали сооружаться промышленные предприятия государственной принадлежности (ГЭО)5. Немало турецких предпринимателей накопили свои первоначальные капиталы также и за счет отстройки Анкары, которая сопровождалась строительством железных дорог. Турецкий экономист Ф.Акдаг писал, что рождение частного сектора в Турции в 1920-1930-е гг. происходило не благодаря поощрению промышленности и созданию Делового банка, а в связи с проводимым в те годы государством железнодорожным строительством. Вначале турецкие специалисты-строители работали в качестве служащих иностранных строительных фирм, а затем сами становились подрядчиками.

В 1950-х годах  политика этатизма сменилась на «либеральный этатизм».

Экономическое развитие страны было замедлено Второй мировой войной. После 1948 Турция получила от США, западноевропейских стран и  Международного банка реконструкции и развития в виде помощи и займов несколько миллиардов долларов. С середины 1950-х годов Турции были предоставлены значительные займы европейскими странами, в частности Германией и Великобританией. При иностранном содействии, прежде всего со стороны США, удалось улучшить сеть шоссейных дорог, подключивших к общенациональной транспортной системе малодоступные районы. Существенные капиталовложения были также сделаны в энергетику, добычу угля, ирригацию и в новые предприятия отраслей обрабатывающей промышленности – текстильные, сахарные и цементные. В течение 1950-х годов экономический рост составлял в среднем 6,3% в год, однако быстрый подъем в начале 1950-х годов сменился периодом инфляции, экономических неурядиц и относительного застоя в конце 1950-х годов.

Следующий этап, занявший два десятилетия (1960-70-е  гг.), характеризуется широким применением  «смешанной экономики», суть которой  заключалось в сосуществовании  и во взаимодействии государственного и частного сектора в реализации пятилетних программ. В период 1-го пятилетнего плана (1963–1967) среднегодовой рост ускорился и составлял 6,7%, что было все же ниже планового показателя. Объем капиталовложений также не достиг 20% от ВВП. В период 2-го пятилетнего плана (1968–1972) инвестиционный процесс протекал медленнее, чем намечалось, тем не менее удалось достичь поставленной цели: обеспечить ежегодное увеличение ВВП на 7%. Третьим пятилетним планом (1973–1977) этот показатель предусматривался приблизительно на уровне 8% ВВП, но реально составил около 6,5%.

Во второй половине 1970-х годов прилив капиталовложений в экономику и ее развитие замедлились, распространенной стала безработица. Причиной кризиса отчасти явился мировой спад середины 1970-х годов, который привел к резкому снижению поступления в страну денежных средств от турецких мигрантов в Западной Европе, а отчасти удорожание импорта, например нефти и готовых изделий. Турция оказалась в тисках громадного внешнего долга, который не могла выплатить без получения новых займов от Международного валютного фонда (МВФ) и США.

12 сентября 1980г.  высшее военное руководство страны  взяло власть в свои руки. В 1980-90-е гг. турецкая модель развития приобретает новые, преимущественно либеральные черты. Установив жесткий контроль над политической ситуацией, военные инициировали реализацию Программы экономической стабилизации от 24 января 1980г. За обновление стратегии экономического развития, отказ от многих исторически отживших принципов государственного вмешательства в экономику выступила большая часть политической элиты страны. В то же время сторонники крайнего либерализма признавали, что «не следует выступать в целом против государственного патернализма», это «может плохо кончиться для предпринимателя»6. Точки зрения различных кругов по совершенствованию модели «смешанной экономики» были сопоставлены на организованном в 1981г. военным режимом Втором экономическом конгрессе в Измире (по аналогии с первым, который состоялся по инициативе Ататюрка в 1923г.). В то время член правительства Тургут Озал7, ответственный за организацию форума, подчеркивал на конгрессе, что этатизм для Турции – дело прошлое. В ноябре 1982г. путем референдума была принята новая Конституция Турции. В социально-экономической сфере функции государства были полностью сохранены, а некоторые заметно расширены. В новой Конституции были подробно перечислены задачи планирования, специально было оговорено, что государство «осуществляет меры по развитию кооперирования». Положения конституции в целом уточняли модель смешанной экономики, признавали важную роль в экономике «европеизирующегося» государства. После принятия конституции, начались меры по переходу к гражданскому правлению. В результате парламентских выборов победила Партия отечества, лидером которой был Тургут Озал.  Суть первых законодательных мер правительства Т.Озала, во-первых, было отмена монополии государства на ряд отраслей экономики и допуск  в них частных компаний, во-вторых, приватизация государственных экономических организаций (ГЭО). В 1986г. был принят кодекс приватизации8. Далее был отменен существовавший в 1930-х гг. жесткий контроль над валютной системой, либерализованы режимы импорта, деятельности иностранного капитала, поощрения экспорта, ограничено в значительной мере вмешательство государства в ценообразование. Все, что могло быть приватизировано, законодательно открывалось для местного и иностранного частного капитала.

Информация о работе Экономическое развитие Турецкой республики