Экономическое развитие Турецкой республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
2) Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
3) Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по МирЭк.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

Приватизация  на первых порах шла нарастающими темпами за счет иностранных покупателей.

 

Таблица 1. Чистый приток частного иностранного капитала в Турцию (млн.$)9

Периоды

1980-1982

1983-1990

1991-1992

1993

1994

Прямые инвестиции

168

2206

1562

622

559

Портфельные инвестиции

0

-118

-339

190

1059

Кредиты банкам

42

1669

1541

4375

-7188

Всего

210

3757

2764

5187

-5570


 

Главное содержание внутриполитической жизни Турции конца 1980-х гг. – демократизация политической жизни, усиление гражданской власти, в выборах участвовали новые партии. Постепенное ослабление авторитарности все более сказывалось на политической жизни Турции. Заметно возросла деятельность оппозиции. Таким образом, Турция перешла от этатизма к рыночной экономике.

Во внешней  политике Т. Озала было сближение  с мусульманскими странами с целью  развития торговли и экономического сотрудничества. В 1986г. сумма подрядов турецких фирм в арабских странах  составляла более 16 млрд.долл, самые большие подряды фирм выполняли в Ливии, Саудовской Аравии, Ираке. За эти годы была ликвидирована правовая и фактическая монополия государства в экономике. Частное предпринимательство контролировало производство в текстильной и пищевой отраслях, сборку и производство в текстильной и пищевой отраслях, сборку и производство в автомобилей, бытовой электротехники и электроники, полиграфическую промышленность, индустрию туризма, торговлю, строительство, некоторые крупные финансовые учреждения,  включая банки и различные фонды. Но говорить о полной ликвидации госсектора в экономике не приходилось, т.к. государство сохраняло серьезные, подчас решающие позиции в экономике, его влияние на состояние бюджета, на ценообразование, инфляционные процессы, на промышленность, развитие технологии и сельского хозяйства было существенным.

В последние годы XX в. наряду с успехами Турция проходила и фазу экономических трудностей10. В период после кризиса в 1994 году, турецкие экономика сократилась на 6%, самый высокий объем ежегодных потерь в истории Турецкой Республики. В первом квартале 1994 года Турецкая лира (TL) была девальвирована более чем на 50% по отношению к доллару США, Центральный банк потерял половину своих резервов, процентные ставки резко возросли, а уровень инфляции достиг высоких уровней. Уже к концу 1999г. прекратился экономический рост, наблюдавшийся с 1995г. По своим масштабам кризис был шестой за всю историю республики и первый после Второй мировой войны. Здесь сказались рост задолженности госсектора и, соответственно, рост процента, ограничение внутреннего спроса, падение объема капиталовложений, политическая неопределенность в ожидании очередных парламентских выборов 1999г. Снижение роста в 1999г. по секторам составило: в сельском хозяйстве – 4,6%, добывающей и обрабатывающей промышленности – на 5%, в сфере услуг (строительство, торговля, коммуникации) – на 5,1%. В целом в 1999г. ВНП снизился на 6,4%11. Произошло падение потребления и сокращение инвестиций, ограничение внешнего спроса. Объем внутреннего спроса уменьшился в госсекторе на 4,1%, в частном – на 19,6%. Использование промышленных мощностей снизилось с 76,5% в 1998г. до 72,3% в 1999г. Причем в частном секторе этот индекс составил 69,7%.

Как обозначались самые первые проявления кризиса во внешней торговле, можно судить по следующей динамике внешней торговли Турции:

 

Таблица 2. Динамика внешней торговли Турции (млрд.долл.)12

Годы

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Импорт

29,4

23,3

35,7

43,6

48,6

45,9

40,7

Экспорт

15,3

18,1

21,6

23,2

26,3

27,0

26,6

Всего

44,8

41,4

57,3

66,8

74,9

72,9

67,3




 

 

Итак,  80-90-е.гг. прошли для экономики Турции под лозунгом либеральных реформ. И хотя процесс либерализации происходил различными темпами и с различной степенью интенсивности в различных сферах экономики, его воздействие на экономическое развитие страны было определяющим.

Итоги оказались  неоднозначными. С одной стороны  Турции удалось сдержать средние  темпы экономического роста в 4,3%13. В структуре ВНП преобладала доля промышленности над долей сельского хозяйства. Возросла степень открытости турецкой экономики. В рамках значительного расширения объемов внешней торговли многократно вырос турецкий экспорт. Наряду с государством внешние кредиты получал и частный сектор.

Вместе с  тем экономический рост страны оставался нестабильным.

 

Таблица 3. Темпы роста и баланс внешней  торговли Турции14

Годы

1980

1981

1982

1983

1984

1985

Баланс внешней  торговли (млрд. $)

-4,6

-3,9

-2,7

-3,0

-2,9

-3,0

Темпы роста  ВНП (%)

-1,1

4,1

4,5

3,4

5,8

4,3


 

С этим связаны не слишком высокие средние темповые показатели. Одной из важных проблем оставалась хроническая дефицитность госфинансов, что проявилось в росте стоимостного отношения импорта к экспорту. Использование внешних и внутренних кредитов для покрытия дефицита по мере роста процентных выплат приводило к дальнейшему обострению проблемы несбалансированности государственных доходов и расходов. Одновременно привлечение средств извне, действуя в направлении утяжеления национальной валюты, провоцировало рост импорта.

В итоге периодически обострялась проблема платежного баланса. Эти факторы побуждали иностранных инвесторов к резкой смене тактики на нестабильном финансовом рынке страны. По крайней мере дважды в 90-е гг. экономика страны пережила глубокие валютно-финансовые кризисы. На протяжении всего периода 80-90-х гг., вопреки установкам на либерализацию экономики, общее соотношение между использованием фискальных и кредитно-денежных рычагов экономической политики неизменно с большим перевесом сохранялось за первым. Тот факт, что до последнего времени проблема независимости ЦБТР оставалась нерешенной, свидетельствует о прокейнсианской концепции государственной финансовой политики. В структуре государственных расходов устойчиво присутствовали статьи, которые противоречили курсу на рыночную модернизацию экономики, являясь источником хронических дефицитов. Российский турколог-экономист Н.Г.Киреев15 отмечал, что «Всеобъемлющее участие государства практически во всех сферах жизни…является очевидной характерной чертой исторического развития Турции, в том числе, за почти семь десятилетий ее республиканского существования». Видный турецкий исследователь З.Ониш писал: «Фактически, вопреки тому, что были достигнуты значительные успехи на пути к либерализации, продолжали существовать значительные элементы контроля…Масштабный интервенционизм на макроуровне продолжал оставаться характерным для турецкой экономики, хотя и в новых формах, с использованием новых инструментов». Кроме того, подчеркивал З.Ониш, помимо вмешательства в экономику, связанного с процессом производства и накопления, государство было вынуждено участвовать в распределительных процессах…«было бы упрощением характеризовать реформы 80-х годов как переход от одного экстремума – чрезмерно регулировавшейся и контролировавшейся «смешанной» экономики – к другому – неолиберальной экономике «свободного рынка»16.

 

 

Экономический потенциал страны в XXI веке

 

В 2001г. Турция пережила финансово-экономический кризис –  самый тяжелый за последние два  десятилетия развития в условиях экономической либерализации. Ее ВНП сократился на 9,5%17. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики. В 2000г. инфляция так и не была снижена до 25%, как намечалось, она составила 35%, пределы колебания курса лиры были буквально безграничны, произошла девальвация. Кризис охватил и социальную сферу. Впервые в Турции были отмечены случаи массовых демонстраций протеста населения против нищеты и коррупции. Многочисленные демонстрации протеста против политики правительства прошли в Стамбуле, в Бурсе протестовали тысячи мелких торговцев.

Пришедшее к власти коалиционное правительство предприняло шаги для прекращения кризиса, но, как признавалось и на Западе, и в самой Турции, без заметного успеха. СМИ сообщали, что в 2001г. Турцию ожидает трудный год. Внутренний долг – 40 млрд.долл., а внешний – 120 млрд.долл. В 2000г. Турция уплатила 10,045 млрд.долл.

Но в 2002г. экономический  рост был восстановлен – ВНП вырос  на 7,1% - и продолжался в последующие  годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003г. – 5,9%,в 2004г. – 9,9%,в 2005г. он составил около 5% вместо ожидаемых 7%. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост цен на нефть, потребности в которой Турция более чем на 90% обеспечивает импортом18. ВНП рос как в абсолютном, так и в среднедушевом исчислении:

 

Таблица 4. ВНП Турции (в ценах 1987г.)19

 

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

В целом

млрд. НТЛ

119114

107783

116338

123165

135308

62966

В среднем на душу нас-я

доллары

2987

2102

2623

3383

4172




 

В 2004г. среднедушевой доход в Турции впервые превысил 4тыс.долл., а в пересчете на паритет покупательной способности приблизился к 8 тыс.долл.

Главным фактором, способствующим Турции достаточно быстро выйти из кризиса, стала массированная  помощь Запада, который придает важность стабильному состоянию своего важного военно-политического торгово-экономического партнера на Ближнем востоке. Основными западными кредитором Турции являются МВФ и Всемирный банк. Общий объем кредитов, полученных Турцией за последние 5 лет текущего века, составил 30 млрд.долл. Значительная часть этих средств была потрачена на погашение вешней задолженности, часть на поддержку бюджета страны.

 Благодаря  срочной финансовой помощи МВФ  в 10 млрд.долл. кризис был ликвидирован, правительство ускорило процесс приватизации с целью привлечения капитала в бюджет. Инвестиции частного сектора в основной капитал в 2003-2004гг. доминировали – 75% от общего объема, остальные 25% были вложены государством. Частный сектор стал преобладающим как в сельском хозяйстве, так и в сфере услуг. Все это помогло Турции поднять импорт оборудования, сырья, полуфабрикатов, в которых остро нуждалась экономика и первую очередь промышленность.

Особое внимание в последние годы уделялось мобилизации потенциальных источников внутренних финансовых ресурсов. Была повышена активность налоговой системы; приватизация госсектора, начатая еще во второй половине 80-х гг., наконец вступила в решающую стадию и приносила растущий доход государству.

 

Таблица 5. Доходы от приватизации госсектора (млн. долл.) 20

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

64,4

536,4

858,9

1435,3

113136,8


 

Только за 2003 и 2004 гг. были проданы акции 37 государственных  предприятий на общую сумму 2,3 млрд.долл. В 2005-2006гг. продаже подлежали такие  крупные предприятия, как «Тюпаш», «Телеком», «Эрдемир», порты Мерсин и Искендерун. Из 113,1 млрд.долл., полученных от приватизации, 66% пошли на погашение госдолгов.

Стабилизация  турецкой экономики хотя и происходила на более устойчивой базе, чем это было после кризисов в 1994 и 1998гг., тем не менее не устраняла присущую турецкой экономике хроническую макроэкономическую несбалансированность. Беспрецедентный рост объема внешней торговли.

Таблица 6. Внешняя торговля Турции (млрд.долл.)21

Годы 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Экспорт

27,8

31,3

36,1

47,3

63,1

73,1

Импорт

54,5

41,4

51,6

69,3

97,5

116,0

Сальдо

-26,7

-10,1

-15,5

-22,1

-34,4

-42,9

Объем

82,3

72,7

87,6

116,6

160,7

189,1

Отношение экспорта к импорту, %

51,0

75,77

69,9

68,1

64,7

63,0

Информация о работе Экономическое развитие Турецкой республики