Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Перед автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
2) Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
3) Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Приватизация на первых порах шла нарастающими темпами за счет иностранных покупателей.
Таблица 1. Чистый приток частного иностранного капитала в Турцию (млн.$)9
Периоды |
1980-1982 |
1983-1990 |
1991-1992 |
1993 |
1994 |
Прямые инвестиции |
168 |
2206 |
1562 |
622 |
559 |
Портфельные инвестиции |
0 |
-118 |
-339 |
190 |
1059 |
Кредиты банкам |
42 |
1669 |
1541 |
4375 |
-7188 |
Всего |
210 |
3757 |
2764 |
5187 |
-5570 |
Главное содержание внутриполитической жизни Турции конца 1980-х гг. – демократизация политической жизни, усиление гражданской власти, в выборах участвовали новые партии. Постепенное ослабление авторитарности все более сказывалось на политической жизни Турции. Заметно возросла деятельность оппозиции. Таким образом, Турция перешла от этатизма к рыночной экономике.
Во внешней политике Т. Озала было сближение с мусульманскими странами с целью развития торговли и экономического сотрудничества. В 1986г. сумма подрядов турецких фирм в арабских странах составляла более 16 млрд.долл, самые большие подряды фирм выполняли в Ливии, Саудовской Аравии, Ираке. За эти годы была ликвидирована правовая и фактическая монополия государства в экономике. Частное предпринимательство контролировало производство в текстильной и пищевой отраслях, сборку и производство в текстильной и пищевой отраслях, сборку и производство в автомобилей, бытовой электротехники и электроники, полиграфическую промышленность, индустрию туризма, торговлю, строительство, некоторые крупные финансовые учреждения, включая банки и различные фонды. Но говорить о полной ликвидации госсектора в экономике не приходилось, т.к. государство сохраняло серьезные, подчас решающие позиции в экономике, его влияние на состояние бюджета, на ценообразование, инфляционные процессы, на промышленность, развитие технологии и сельского хозяйства было существенным.
В последние годы XX в. наряду с успехами Турция проходила и фазу экономических трудностей10. В период после кризиса в 1994 году, турецкие экономика сократилась на 6%, самый высокий объем ежегодных потерь в истории Турецкой Республики. В первом квартале 1994 года Турецкая лира (TL) была девальвирована более чем на 50% по отношению к доллару США, Центральный банк потерял половину своих резервов, процентные ставки резко возросли, а уровень инфляции достиг высоких уровней. Уже к концу 1999г. прекратился экономический рост, наблюдавшийся с 1995г. По своим масштабам кризис был шестой за всю историю республики и первый после Второй мировой войны. Здесь сказались рост задолженности госсектора и, соответственно, рост процента, ограничение внутреннего спроса, падение объема капиталовложений, политическая неопределенность в ожидании очередных парламентских выборов 1999г. Снижение роста в 1999г. по секторам составило: в сельском хозяйстве – 4,6%, добывающей и обрабатывающей промышленности – на 5%, в сфере услуг (строительство, торговля, коммуникации) – на 5,1%. В целом в 1999г. ВНП снизился на 6,4%11. Произошло падение потребления и сокращение инвестиций, ограничение внешнего спроса. Объем внутреннего спроса уменьшился в госсекторе на 4,1%, в частном – на 19,6%. Использование промышленных мощностей снизилось с 76,5% в 1998г. до 72,3% в 1999г. Причем в частном секторе этот индекс составил 69,7%.
Как обозначались самые первые проявления кризиса во внешней торговле, можно судить по следующей динамике внешней торговли Турции:
Таблица 2. Динамика внешней торговли Турции (млрд.долл.)12
Годы |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Импорт |
29,4 |
23,3 |
35,7 |
43,6 |
48,6 |
45,9 |
40,7 |
Экспорт |
15,3 |
18,1 |
21,6 |
23,2 |
26,3 |
27,0 |
26,6 |
Всего |
44,8 |
41,4 |
57,3 |
66,8 |
74,9 |
72,9 |
67,3 |
Итак, 80-90-е.гг. прошли для экономики Турции под лозунгом либеральных реформ. И хотя процесс либерализации происходил различными темпами и с различной степенью интенсивности в различных сферах экономики, его воздействие на экономическое развитие страны было определяющим.
Итоги оказались неоднозначными. С одной стороны Турции удалось сдержать средние темпы экономического роста в 4,3%13. В структуре ВНП преобладала доля промышленности над долей сельского хозяйства. Возросла степень открытости турецкой экономики. В рамках значительного расширения объемов внешней торговли многократно вырос турецкий экспорт. Наряду с государством внешние кредиты получал и частный сектор.
Вместе с тем экономический рост страны оставался нестабильным.
Таблица 3. Темпы роста и баланс внешней торговли Турции14
Годы |
1980 |
1981 |
1982 |
1983 |
1984 |
1985 |
Баланс внешней торговли (млрд. $) |
-4,6 |
-3,9 |
-2,7 |
-3,0 |
-2,9 |
-3,0 |
Темпы роста ВНП (%) |
-1,1 |
4,1 |
4,5 |
3,4 |
5,8 |
4,3 |
С этим связаны не слишком высокие средние темповые показатели. Одной из важных проблем оставалась хроническая дефицитность госфинансов, что проявилось в росте стоимостного отношения импорта к экспорту. Использование внешних и внутренних кредитов для покрытия дефицита по мере роста процентных выплат приводило к дальнейшему обострению проблемы несбалансированности государственных доходов и расходов. Одновременно привлечение средств извне, действуя в направлении утяжеления национальной валюты, провоцировало рост импорта.
В итоге периодически обострялась проблема платежного баланса. Эти факторы побуждали иностранных инвесторов к резкой смене тактики на нестабильном финансовом рынке страны. По крайней мере дважды в 90-е гг. экономика страны пережила глубокие валютно-финансовые кризисы. На протяжении всего периода 80-90-х гг., вопреки установкам на либерализацию экономики, общее соотношение между использованием фискальных и кредитно-денежных рычагов экономической политики неизменно с большим перевесом сохранялось за первым. Тот факт, что до последнего времени проблема независимости ЦБТР оставалась нерешенной, свидетельствует о прокейнсианской концепции государственной финансовой политики. В структуре государственных расходов устойчиво присутствовали статьи, которые противоречили курсу на рыночную модернизацию экономики, являясь источником хронических дефицитов. Российский турколог-экономист Н.Г.Киреев15 отмечал, что «Всеобъемлющее участие государства практически во всех сферах жизни…является очевидной характерной чертой исторического развития Турции, в том числе, за почти семь десятилетий ее республиканского существования». Видный турецкий исследователь З.Ониш писал: «Фактически, вопреки тому, что были достигнуты значительные успехи на пути к либерализации, продолжали существовать значительные элементы контроля…Масштабный интервенционизм на макроуровне продолжал оставаться характерным для турецкой экономики, хотя и в новых формах, с использованием новых инструментов». Кроме того, подчеркивал З.Ониш, помимо вмешательства в экономику, связанного с процессом производства и накопления, государство было вынуждено участвовать в распределительных процессах…«было бы упрощением характеризовать реформы 80-х годов как переход от одного экстремума – чрезмерно регулировавшейся и контролировавшейся «смешанной» экономики – к другому – неолиберальной экономике «свободного рынка»16.
Экономический потенциал страны в XXI веке
В 2001г. Турция пережила финансово-экономический кризис – самый тяжелый за последние два десятилетия развития в условиях экономической либерализации. Ее ВНП сократился на 9,5%17. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики. В 2000г. инфляция так и не была снижена до 25%, как намечалось, она составила 35%, пределы колебания курса лиры были буквально безграничны, произошла девальвация. Кризис охватил и социальную сферу. Впервые в Турции были отмечены случаи массовых демонстраций протеста населения против нищеты и коррупции. Многочисленные демонстрации протеста против политики правительства прошли в Стамбуле, в Бурсе протестовали тысячи мелких торговцев.
Пришедшее к власти коалиционное правительство предприняло шаги для прекращения кризиса, но, как признавалось и на Западе, и в самой Турции, без заметного успеха. СМИ сообщали, что в 2001г. Турцию ожидает трудный год. Внутренний долг – 40 млрд.долл., а внешний – 120 млрд.долл. В 2000г. Турция уплатила 10,045 млрд.долл.
Но в 2002г. экономический рост был восстановлен – ВНП вырос на 7,1% - и продолжался в последующие годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003г. – 5,9%,в 2004г. – 9,9%,в 2005г. он составил около 5% вместо ожидаемых 7%. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост цен на нефть, потребности в которой Турция более чем на 90% обеспечивает импортом18. ВНП рос как в абсолютном, так и в среднедушевом исчислении:
Таблица 4. ВНП Турции (в ценах 1987г.)19
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
В целом |
млрд. НТЛ |
119114 |
107783 |
116338 |
123165 |
135308 |
62966 |
В среднем на душу нас-я |
доллары |
2987 |
2102 |
2623 |
3383 |
4172 |
… |
В 2004г. среднедушевой доход в Турции впервые превысил 4тыс.долл., а в пересчете на паритет покупательной способности приблизился к 8 тыс.долл.
Главным фактором, способствующим Турции достаточно быстро выйти из кризиса, стала массированная помощь Запада, который придает важность стабильному состоянию своего важного военно-политического торгово-экономического партнера на Ближнем востоке. Основными западными кредитором Турции являются МВФ и Всемирный банк. Общий объем кредитов, полученных Турцией за последние 5 лет текущего века, составил 30 млрд.долл. Значительная часть этих средств была потрачена на погашение вешней задолженности, часть на поддержку бюджета страны.
Благодаря срочной финансовой помощи МВФ в 10 млрд.долл. кризис был ликвидирован, правительство ускорило процесс приватизации с целью привлечения капитала в бюджет. Инвестиции частного сектора в основной капитал в 2003-2004гг. доминировали – 75% от общего объема, остальные 25% были вложены государством. Частный сектор стал преобладающим как в сельском хозяйстве, так и в сфере услуг. Все это помогло Турции поднять импорт оборудования, сырья, полуфабрикатов, в которых остро нуждалась экономика и первую очередь промышленность.
Особое внимание в последние годы уделялось мобилизации потенциальных источников внутренних финансовых ресурсов. Была повышена активность налоговой системы; приватизация госсектора, начатая еще во второй половине 80-х гг., наконец вступила в решающую стадию и приносила растущий доход государству.
Таблица 5. Доходы от приватизации госсектора (млн. долл.) 20
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
64,4 |
536,4 |
858,9 |
1435,3 |
113136,8 |
Только за 2003 и 2004 гг. были проданы акции 37 государственных предприятий на общую сумму 2,3 млрд.долл. В 2005-2006гг. продаже подлежали такие крупные предприятия, как «Тюпаш», «Телеком», «Эрдемир», порты Мерсин и Искендерун. Из 113,1 млрд.долл., полученных от приватизации, 66% пошли на погашение госдолгов.
Стабилизация турецкой экономики хотя и происходила на более устойчивой базе, чем это было после кризисов в 1994 и 1998гг., тем не менее не устраняла присущую турецкой экономике хроническую макроэкономическую несбалансированность. Беспрецедентный рост объема внешней торговли.
Таблица 6. Внешняя торговля Турции (млрд.долл.)21
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Экспорт |
27,8 |
31,3 |
36,1 |
47,3 |
63,1 |
73,1 |
Импорт |
54,5 |
41,4 |
51,6 |
69,3 |
97,5 |
116,0 |
Сальдо |
-26,7 |
-10,1 |
-15,5 |
-22,1 |
-34,4 |
-42,9 |
Объем |
82,3 |
72,7 |
87,6 |
116,6 |
160,7 |
189,1 |
Отношение экспорта к импорту, % |
51,0 |
75,77 |
69,9 |
68,1 |
64,7 |
63,0 |
Информация о работе Экономическое развитие Турецкой республики