Экономическое развитие Турецкой республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
2) Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
3) Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по МирЭк.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

Итак, в кризисный период ситуация все же  требовала   вмешательства властей. Какие же были избраны методы борьбы с кризисом?38

Стремление повысить привлекательность турецкого рынка для иностранных инвесторов,  ослабить благодаря поддержке МВФ остроту проблемы платежного баланса и стабилизировать  валютный курс. Как показали первые оценки макроэкономических итогов 2008 г., дефицит бюджета  по сравнению с предыдущим 2007 г. вырос, по крайней мере, на 25%. В феврале 2009 г. в прессе появились сообщения о подготовке к прохождению через парламент пакета  антикризисных мер. Содержание пакета Р.Т.Эрдоган самолично огласил  на предвыборном митинге, состоявшемся 14 марта 2009 г. Основное направление мер определялось как оживление внутреннего спроса. Стоимость антикризисного пакета оценивалась в  5,5 млрд. тур. лир.

Определенные  меры антикризисной направленности были предприняты и ЦБТР. Во-первых, в конце января 2009 г. ЦБТР объявил  о возможности предоставления нуждающимся  банкам кредита сроком до 1 года и в объеме, не превышающем двойной размер собственных источников банка. Во-вторых, подобно банкам западных стран ЦБТР, начиная с ноября 2008 г., неоднократно объявлял о снижении ставок по однодневным кредитам. В итоге ставка снизилась с 16,75% в октябре до 11,50 в феврале и до 10,5% в марте39.

Если говорить об экономических  прогнозах, то первоначальные ожидания роста ВВП Турции по итогам 2009 г. на 4%, сменились прогнозом его  падения на 3,6%.  Отрицательные темпы роста прогнозируются и на 2010 г.  Арзухан Доган Ялчиндаг - председатель ТЮСИАД – организации, объединяющей представителей крупного национального бизнеса, - прокомментировала ситуацию следующим образом: «Наш банковский сектор более устойчив, чем во многих странах. Это правда, но правда и то, что в мире начинается рецессия, падает спрос на наш экспорт.  Между тем,  турецкий частный сектор обременен громадным долгом. Как он будет расплачиваться? Все это свидетельствует о том, что рецессия в глубокой мере затронет и Турцию… У нас  значительный дефицит по счету текущих операций. Да, цены на нефть упали, но и наш экспорт снизился. Наш основной рынок Европа. Но посмотрите,  насколько он сузился. Все это чрезвычайно серьезно»40.

Официальные турецкие лица заявляют о подписании в ближайшем будущем трехлетнего соглашения о стабилизационном кредите с МВФ. Но Фонд требует от Турции сокращения расходов и повышения доходов.

В декабре 2009 г. парламент Турции принял законопроект о бюджете на 2010 год. В соответствии с проектом, расходы в 2010 году составят 286 млрд. 981 млн. лир, доходы — 236 млрд. 794 млн. лир, дефицит бюджета составит 50 млрд. 187 млн лир.

К началу 2010г. в  целом мировой финансовый кризис не сильно ударил по экономике Турции. Тем не менее, специалисты чрезвычайно осторожны в прогнозах, учитывая медленные темпы роста мировой экономики. Однако, сфера розничной торговли пострадала достаточно сильно, и теперь очень тяжело оправляется от последствий.

В целом же в 2010г. ожидается рост экономики в среднем на 3,5%. В частности, эксперты Morgan Stanley считают, что экономика страны вырастет на 4-5%. Министр финансов Турции Мехмет Шимшек также заявил, что экономический рост в первом квартале 2010 года может составить 10%.

В связи с  высокими темпами роста экономики, Центральный банк Турции заявил о готовности начать процесс повышения процентной ставки. Представители Центробанка отметили, что рассматривают возможность поднятия процентной ставки на два пункта до кона 2010 года. Еще в ноябре 2008 года турецкий Центробанк сократил ставку до рекордно низкой отметки 6,5%41.

Высокие темпы  роста экономики Турции уже привлекли  к ней внимание инвесторов из разных стран мира. Ожидается, что будет привлечено 11 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Например, в 5 апреля 2010г. на совместной пресс-конференции с турецким коллегой Мехметом Симсеком в Анкаре, где проходил турецко-саудовский экономический форум, министр финансов Саудовской Аравии Ибрахим бин Абдулазиз эль-Ассаф, заявил, что его страна намерена в ближайшие 4 года вложить в турецкую экономику 400 млрд.долл42. Эль-Ассаф планирует довести объем торговли с Турцией до 10 млрд.долл. уже в 2011г.

2009 год порадовал  повышением коэффициента использования  производственных мощностей в  обрабатывающей промышленности  на 5%, впервые с момента начала глобального экономического кризиса. К тому же экономика Турции в четвертом квартале 2009 г. выросла на 6%, а сокращение ВВП по итогам всего года составило 4,7%. Годовое снижение оказалось лучше прогнозов аналитиков, которые предсказывали 6%-ое сокращение ВВП. Таким образом, 17-я экономика мира вышла из продолжавшейся больше года рецессии43. Это признак восстановления жизненно важных отраслей турецкой промышленности.

 

 

 

 

 

 

Русско-турецкие отношения на современном  этапе

 

Отношения между  Турцией и Россией имеют прочные исторические корни. Первые официальные контакты Московского государства с Османской империей были установлены еще в 1492г. Две великие в прошлом империи вместе прошли через бурные столетия истории.

В 20-30-е гг. Россия протянула руку дружбы и помощи Анкаре в период становления республиканской Турции.

Обе страны сумели преодолеть сложный период отчуждения 40-50-х годов, а также существенно  расширить сферу двустороннего  сотрудничества в 60-80-е годы. В год 500-летия установления двусторонних межгосударственных связей был подписан Договор об основных отношениях Российской Федерации и Турецкой Республики, заложивший правовой фундамент качественно нового этапа в двусторонних отношениях.

За последнее  десятилетие Россия и Турция прошли путь, который в обычных исторических условиях преодолевается веками. 90-е годы стали эпохой активного наращивания сотрудничества и взаимодействия по многим направлениям, особенно в торгово-экономическом плане. К августу 1991г. годовой объем взаимной торговли вырос с 400 млн. до 2 млрд.долл. Таким образом, Россия заняла второе место во внешнеторговом обороте Турции.

Последующему  росту товарооборота между нашими странами помешал дефолт 1998г. Турецкий экспорт упал с 2 млрд.долл. до 587 млн.долл. Но затем он вновь стал расти и к 2001г. равнялся 930 млн.долл44.

Последние несколько  лет российско-турецкие отношения  характеризуются поддержанием стабильного  диалога на высоком политическом уровне, заметным наращиванием двусторонних связей как по линии государственных структур и общественных организаций, так и в сфере бизнеса и туризма.

В 2001г. в Нью-Йорке  был подписан «План действий по развитию сотрудничества России и Турции в  Евразии», который провозгласил новую  фазу отношений – от двустороннего  сотрудничества к многоплановому партнерству. Встреча лидера победившей в Турции Партии справедливости и развития Р.Т.Эрдогана (последняя встреча в 2009г.) с Президентом РФ В.В.Путиным в Москве придала особый импульс двусторонних отношений.

23-24 февраля  2004г. на переговорах в Москве с министром иностранных дел и заместителем премьер-министра А.Гулем обсуждались вопросы борьбы с международным терроризмом, проблематика судоходства в черноморских проливах, перспективах взаимодействия в торгово-экономической сфере, включая в области военно-технического сотрудничества. С обеих сторон выражалось удовлетворение достигнутым высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества. В 2003г. объем официальной торговли составил около 6,5 млрд. долл., а с учетом «челночной» торговли(4 млрд.долл.)45, туризма и других отраслей суммарные показатели достигли порядка 10 млрд.долл.

Новый импульс  российско-турецким экономическим  отношениям дало начало функционирования газопровода «Голубой поток» из России в Турцию по дну Черного моря. Турция выходит на втрое место после Европейского союза по импорту российского газа. В 2005г. объем поставок «голубого топлива» по обоим маршрутам (с 1987г. действует балканский газопровод) составил порядка 14,4 млрд.м3, кроме того, она импортировала 3,6 млн.т «черного золота». За счет этого резко вырос товарооборот между нашими странами. Если в 2001г.он составлял 3,8 млрд.долл., то в 2005г. он достиг 15,2 млрд., в 2006г. – почти 21 млрд., а в 2008г. – 25 млрд.46

Турецкая сторона  выразила удовлетворение приобретением  российской компанией «Татнефть» контрольного пакета акций турецкого нефтеперерабатывающего концерна «Тюпраш» и высказала заинтересованность в более активном проникновении российского капитала на турецкий рынок.

Другое успешное направление развития российско-турецких экономических связей – деятельность строительных компаний Турции в России (более 100 фирм). Обе страны инвестируют капиталы в экономику друг друга. К 2006г. российские капиталовложения в Турцию превысили 6 млрд.долл. Турецкие инвестиции составили 2 млрд.долл. В числе крупных российских инвесторов – «Альфа-групп», купившая за 3,3 млрд.долл. 13,22% акций турецкой компании мобильной связи «Тюрксель». «Лукойл» планирует построить в Турции нефтеперегонный завод, который будет перерабатывать в год до 10 млн.т российской и казахстанской нефти47.

На рубеже XX-XXI веков дипломатия Турции проявила исключительную активность в деле развития отношений с Россией. Особое значение для развития и укрепления между нашими странами имели взаимные визиты глав государств – президента России В.В.Путина (декабрь 2004г.) и президента Турции А.Н.Сезера (июнь 2006г.). Турецкая пресса, освещая пребывание В.В.Путина в Турции, подчеркивала, что это – первый визит российского лидера за 512 лет, прошедшие со дня установления дипломатических отношений между двумя государствами. 26 июня 2006г. состоялась встреча глав обоих государств уже в Москве.

С избранием  нового президента Турецкой Республики А.Гуль визиты глава обоих государств продолжились. В 2009г. А.Гуля посетил Москву со своей женой. "Я убежден, что мой нынешний визит откроет новую страницу в истории российско-турецких отношений", - сказал он. Также в 2010г. намечается визит нынешнего президента РФ Д.А.Медведева в Турецкую Республику.

 

Заключение

 

Подводя итоги  развития Турции, мы убеждаемся в главном – после развала Османской империи, лишившейся главного ориентира своего развития – бесконечных завоеваний – политическая элита Турции нашла в себе силы отстоять на новых основах свою государственность и независимость. При этом османская европеизация XIX в. сменилась республиканской модернизацией, а новая идеология, основанная на принципах светскости, сменила прежнюю. Провозглашенная Кемалем Ататюрком и его сподвижниками грандиозная историческая задача – подлинная модернизация всех сторон жизни турецкого общества, генерируемая импульсами догоняющего развития, реализована менее чем за столетие. Особенно первые, поистине революционные и самые трудные шаги в этом направлении обеспечили создание основ светского государства, национальной промышленности и в целом национальной экономики. Это время было наполнено не только успехами секуляризации общества, но и неудачами.

В работе автор  стремился оценить основные этапы  всестороннего экономического развития республиканского турецкого государства, прежде всего его действия в сферах и внутренней, и внешней политики. При оценке внешнеполитических аспектов по возможности должное внимание было уделено отношениям Турции с СССР и после его распада – Российской Федерацией. Стержнем этих отношений были и остаются не столько экономика, сколько политика и идеология.

В экономической  истории республики наиболее важным, на взгляд автора, этапами были те, которые  реформировали экономику страны для создания чрезвычайных условий  догоняющего развития. Этатистские реформы 1930-х позволили государству создать первые крупные промышленные предприятия. Реформы Т.Озала 1980-х годов, уже в русле нынешнего догоняющего развития страны, подорвали еще недавно жизненно необходимые и, казалось, уже незыблемые основы государственного господства в экономике, открыли ее всему миру. Проводимая ныне приватизация ликвидировала уже немало госмонополий в промышленном производстве, инфраструктуре и кредитно-банковской сфере, способствовала дальнейшим успехам частного предпринимательства во внутренней и внешней торговле и строительстве. В то же время частная инициатива еще не стала заменой государства в тяжелой индустрии, промышленной и социальной инфраструктуре, оборонной промышленности, развитии технологии.

К началу XXIв. страна превратилась в одну из крупнейших регионально индустриально-аграрных держав Евразии, сумевшей в то же время увеличить свое население с 14 до 70 млн. человек, причем ее ВНП на душу населения в последние годы колеблется вокруг 3 тыс. долл. Турция все успешно выполняет роль экономического, торгового и транспортного моста между Европой и Азией. Турция давно претендует на место в ЕС, и препятствием к этому являются недостатки не столько в модернизации экономики, сколько в демократизации отношений между государством и обществом. Мировоззрение значительной части турецкой интеллектуальной элиты несвободно от крайностей национализма и исламизма, что несовместно с подлинной модернизацией страны.

Нынешнее положение  экономики Турции и ее развитие наглядно демонстрируют слова премьер-министра Турецкой Республики Р.Т.Эрдоган, который заявил: «…При нашем правлении за 3 года доходы от приватизации превысили 15 млрд.долл., тогда как за предыдущие 14 лет (1989-2002 гг.) они составили всего 8 млрд. И мы продолжим политику демонополизации, положим конец нерациональному использованию рабочей силы». Так, говоря 6 июня 2006г. о контрольных цифрах семилетнего плана экономического развития (2007-2013 гг.), предоставленного Государственной плановой организацией, Р.Т.Эрдоган сказал, что в действительности эти наметки изменятся в сторону увеличения. По его словам, в 2013г. ВНП составит 797 млрд.долл. (по плану – 690 млрд.долл.), подушевный доход вырастет до 10100 долл. (по плану – 8723). Кроме того, годовой прирост экономики он определил в 6,5%, инфляцию – в 3%, увеличение экспорта – до 214 млрд.долл., доходы от туризма – в 36 млрд. Он также отметил, что в последний год семилетки 60% населения Турции будут пользоваться компьютерами.

Информация о работе Экономическое развитие Турецкой республики