Экономическое развитие Турецкой республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Перед автором стоит цель - разобрать основные этапы экономического развития Турецкой Республики и описать особенности каждого из них. Кроме того, в работе уделяется особое внимание современному экономическому потенциалу Турецкой Республики, ее месту в современном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Этапы экономического развития Турецкой республики………………..5
2) Экономический потенциал страны в XXI веке…………………………12
3) Российско-турецкие отношения на современном этапе………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по МирЭк.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

 

Опережающий рост импорта был обусловлен повышением мировых цен на нефть. Только затраты Турции на нефтяной импорт с 4,8 млрд.долл. в 2003г. возросли в 2004г. до 6,1млрд.долл., заплаченных примерно за равное количество – около 24 млн.т закупленной нефти. Цены повышались и на некоторые другие импортные товары.

Растущее отрицательное  сальдо внешней торговли явилось одной из главных причин безудержного роста внешнего долга Турции.

 

Таблица 7. Внешний долг Турции (млрд.долл.)22

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

118,6

113,7

130,2

145,5

181,7

160,0


 

На погашение внешнего долга Турция ежегодно затрачивает 15 и более млрд.долл. За счет использования  внешних и внутренних заемных  источников балансируется хронически дефицитный бюджет страны. Суммы, выделяемые на долги, являются главной статьей расходов. В то же время меры, предпринимаемые для оздоровления госфинансов, приносят результаты. Турции удалось снизить бюджетный дефицит как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП23: равный в 2002г. 14%, в 2003г. - 11%, в 2004г. - 7%, таким образом постепенно приближаясь к уровню в 3%, установленному маастрихтским договором для входящих в ЕС стран.

Позитивные результаты наметились в борьбе с инфляцией, без чего невозможно достижение сбалансированного  и устойчивого экономического роста. Гиперинфляция, в условиях которой более четверти века развивалась турецкая экономика, привела к тому, что цены повышались ежегодно на 70-80%, а в кризисные годы до 100% и более. В условиях мусульманской страны, когда различие между доходами населения очень велико, привело к социально-политической напряженности и стало причиной прихода к власти исламской Партии справедливости и развития. В течение последних десятилетий удельный вес промышленности в ВВП страны оставался на неизменном уровне в 25-26%, тогда как вклад сферы услуг в создание валового продукта в 2004г. достиг 58%. Гиперинфляция сдерживала приход в страну долгосрочных инвестиций. Таким образом, она сократилась с 35 до 16 млрд.долл. С 2002г. в Турции наблюдается снижение темпа инфляции24. Дальнейшее снижение инфляции является одним из основных требований, выдвигаемых Евросоюзом, где она не превышает 1,5-3%.

Снижение темпов инфляции ознаменовалась для Турции притоком иностранных инвестиций25. Активность иностранных инвесторов была заметна и на Стамбульской фондовой бирже, где они стали основными покупателями акций турецких компаний. Иностранный капитал становится все более важным фактором развития и модернизации турецкой экономики. Свыше 70% всех прямых инвестиций имели происхождением страны Евросоюза. Среди других наиболее значительны инвестиции США и Японии.

 

Таблица 8. Приток прямых иностранных инвестиций (млрд.долл.)26 

Годы

1993-2002

2003

2004

2005

Среднегодовые данные

1,1

1,8

2,8

9,7


 

Оздоровлению экономики, ее росту способствует осуществляемое в последние годы укрепление правовой и институциональной среды, которое проводится по образцу ЕС. Большое внимание уделяется оздоровлению и реструктуризации банковской сферы. Это способствует снижение процентной ставки при снижении темпов инфляции. Среди мер по стабилизации турецкой экономики занимает важное место деноминация турецкой лиры, которая была осуществлена 1 января 2005г. Стоимость новой лиры была приравнена к 1 млн. старых лир, соответственно произошло изменение валютного курса.

Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %. В общем объеме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность. Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтической отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров.

Развитие отраслей хозяйства  с учетом их естественных преимуществ, вытекающих из географического положения  и природного потенциала страны, находит свое проявление в динамичном развитии индустрии туризма. За последнее десятилетие мощности  этой отрасли удвоились, а приносимые ими ею доходы в 2005г. достигли 15,3 млрд.долл. против 7,6 млрд.долл. в 2000г. Цель Турции – войти в пятерку стран-мировых лидеров туристического бизнеса.

 

Таблица 9. Георграфическая                    струтура экспорта27

Страна

Удельный  вес (%)

Германия

18,8

США

11,2

Англия

7,4

Италия

6,4

Франция

6,0

Голландия

3,2

Испания

2,5

Бельгия

2,3

Российская  Федерация

2,3

Израиль

2,3




Если в промышленности, торговле, индустрии туризма и  других отраслях сферы обслуживания наблюдалось динамическое развитие, то в сельском хозяйстве происходила стагнация. Обеспечение страны продовольствием зависит от импортных поставок – зерна, мясо-молочной продукции, хлопка и некоторых других продовольственных и технических культур. Но основная причина – преобладание мелких и мельчайших хозяйств: 65% из 3 млн. всех хозяйств аграрного сектора Турции располагает наделами менее чем в полгектара: условия земельной аренды крайне тяжелые. Возможности использования в этих условиях машин и других технических средств ограничены, Турция в этом плане значительно отстает не только от развитых, но и некоторых развивающихся стран.

Численность сельского населения сокращается. Его отток грозит еще более обострением проблемы занятости. Ежегодно на рынок труда поступает 500-600тыс. молодежи. В 2004г. численность официально безработных в Турции составил около 2,5 млн. чел.28 или 10,3% экономически активного населения страны. В 2009г. уровень безработицы вырос до 13,4%, с 2,5 млн.чел. до 3,429.

Несмотря на это, 9 ноября 2005г. комиссией Евросоюза  было закреплено за

Турцией статуса  страны с рыночной экономикой. Руководство  страны в это время оставило для  себя цель: достичь экономических показателей стран ЕС.

Турции понадобилось внешнего финансирования в сумму 6-7 млрд.долл. ежегодно.

При всей благоприятной  внутренней и внешней конъюнктуре  Турция сохраняла макроэкономическую нестабильность, финансовую и технологическую зависимость от Запада. В то же время оставаясь ее экономической периферией, Турция продолжала использование своего геостратегического положения, привлекательности своего растущего рынка и транзитного потенциала, связанного с доставкой на мировой рынок углеводородного и иного сырья из Евразии, для ускорения роста, повышения своей роли на региональном и глобальном уровнях.   

Оценивая динамику экономического развития за последние 50 лет, проф. Эрдоган Алкин подсчитал, что турецкая экономика росла ежегодно в среднем на 5%30. Потому «следует изменить всю систему обучения, поспевать за развитием технологии, ограничить возможности государственного контроля над экономикой». Одним из примечательных нововведений, предусмотренных в финансовом секторе, должно стать прекращение практики «огосударствления частных убытков» за счет средств государственных банков. В сфере госфинансов намечается повышение прозрачности и отчетности, введение единого закона, регулирующего порядок привлечения государством внутренних и внешних займов, их ограничение запланированным объемом дефицита, регулярное информирование правительством и Казначейством ЦБТР об объемах производственных займов, а также заслушивание регулярных отчетов последнего перед парламентом. С целью упорядочения функционирования системы госфинансов предусмотрено упразднение системы как бюджетных, так и внебюджетных фондов, их включение в основной бюджет.

Таким образом, Турции предстоял сложный процесс пересмотра принципов использования государственных финансов, лишь после завершения которого либерализация экономики приобретает всеобъемлющий характер, экономика утрачивает «кризисный» характер, а темпы роста становятся более стабильными. Как отметил в своей речи в вашингтонском Институте мировой экономики глава Федеральной резервной системы США А. Гринспен, «…если не будет вмешательства государства в конкуренцию, не будет и финансовых кризисов. Потому что они вызваны займами государства и устанавливаемым им курсом валюты».

 

2008 год ознаменовался  мировым финансовым кризисом. Последствия кризиса оказали влияние на экономики многих стран, в том числе и на экономику Турции. Правительство Турции, утверждавшее, что экономика страны не испытает на себе серьезного воздействия мирового финансового кризиса, заявило о намерении воспользоваться помощью МВФ для поддержания экономики. При этом предложенный фондом объем кредита в 19 млрд. долл.31 турецкое руководство сочло недостаточным для благополучного развития экономики страны в 2009 г. Турция просила о выделении кредита в размере от 20 до 40 млрд. долл. Потребность в столь значительных объемах внешнего финансирования свидетельствовало о назревании в Турции серьезных экономических

Таблица 10. Географическая структура импорта32

Страна

Удельный  вес (%)

Германия

13,2

Италия

8,0

США

7,2

Российская  Федерация

7,2

Франция

6,5

Англия

5,0

Испания

3,1

Бельгия

3,0

Япония

2,9

Голландия

2,9




проблем, несмотря на то, что  в последние годы турецкая экономика  демонстрировала неплохие макроэкономические показатели.

Но внешний  долг в 2009 г. достиг 136 млрд. долл., причем только 33 млрд. долл.33 должны были пойти на обслуживание внешнего долга банковского сектора. Для реального сектора указанная сумма равнялась 60 млрд. долл.

Несмотря на сложные экономические условия, с которыми столкнулись многие страны, объем прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику в 2009 г. составили 10 млрд. долл.

Необходимо  упомянуть, что в 2001 г. Турция, переживавшая период экономического спада, получила от МВФ кредит на сумму 45 млрд. долл. и еще не успела полностью вернуть его. Долг по данному кредиту составляет 9 млрд. долл.

В 2008г. был составлен  проект государственного бюджета34 на 2009г., куда была заложена и социальная составляющая - 46,7 млрд. лир. В целом предполагалось, что доходы государственного бюджета составят 248 млрд. 759 млн. турецких лир, а расходы - на уровне 262 млрд. 218 млн. лир, что приводило к формированию бюджетного дефицита в размере 13 млрд. 459 млн. лир. Если обратиться к государственному бюджету Турецкой Республики 2008 г., то можно увидеть, что доходы составляли 209 млрд. 598 млн. лир, расходы —227 млрд.31 млн. лир, а дефицит бюджета — 17 млрд. 432 млн. лир.

Акцент на достижениях  в сфере бюджетной политики был  также сделан в ходе выступления  министра финансов К. Унакытана перед депутатами Великого национального собрания Турции. По словам министра, тот факт, что Турция испытывает на себе минимальное воздействие глобального финансового кризиса, является следствием укрепления банковской и финансовой систем страны, достигнутого за счет проведения грамотной бюджетной политики, соблюдения финансовой дисциплины, проведения структурных реформ и приватизации.

Говоря о воздействии  мирового финансового кризиса на экономику Турции, К. Унакытан выделил  два важнейших направления негативного  влияния:

— уменьшение возможности  внешних заимствований и рост стоимости обслуживания долга;

— падение темпов экономического развития и рост безработицы.

Уже  представляется возможным оценить первые потери экономики Турции в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.  Резко снизившаяся доступность международного кредита привела к тому, что импорт Турции в ноябре 2008 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.  более чем на 27%, а  в январе 2009 г. -  более чем на 43%.  Сузившийся доступ к импортным факторам производства привел к снижению индекса производства в обрабатывающей  промышленности по итогам третьего квартала 2008 г. на 20 пунктов (15%), а темпы роста ВВП составили 0,5 против 3,3% за аналогичный период 2007 г35. Курс лиры, составлявший в июле 2008 г. порядка 1,2 за  1 долл. США в марте превышал 1,7 лиры36.  Капитализация 100 компаний-лидеров Стамбульской фондовой биржи снизилась с 42,2 млрд. долл. в июле 2008 г. до 26,1 млрд. к концу января 2009г.37

В то же время  К. Унакытан отметил, что мировой  кризис привел к некоторым позитивным для Турции последствиям: рост курса  доллара и евро по отношению к  лире будет способствовать усилению позиций турецких экспортеров, а  падение цен на нефть позволит Турции сэкономить 45 млрд. долл. на ее импорте за год. Наряду с этим министр финансов продемонстрировал наличие у него оптимистичного взгляда на будущность турецкой экономики в целом, заявив, что Турция, занимающая 17-е место среди крупнейших экономик мира, в ближайшее время достигнет еще более высокого уровня развития.

Информация о работе Экономическое развитие Турецкой республики