Роль туризма в экономическом развитии Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………….6
1.1 Роль туризма в экономике в современных условиях…………………………………………………………………...……………………...6
1.2 Влияние туризма на экономику Казахстана………………………………………………..8
1.3 Теоретические аспекты туристской деятельности в Республики Казахстан………………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………………………...15
2.1 Приоритеты развития регионального туризма в Республике Казахстан……………….15
2.2 Туристский потенциал Республики Казахстан…………………………………………...16
- Северный Казахстан………………………………………………………………………16
- Южный Казахстан………………………………………………………………………...18
- Западный Казахстан………………………………………………………………………23
- Восточный Казахстан……………………………………………………………………..24
- Центральный Казахстан…………………………………………………………………..26
ГЛАВА 3 ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОБЪЕКТА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ТУРИСТОВ……………………………………...28
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан………………..28
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

 С экономической точки зрения  туризм - это одна из ведущих  и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей [2. С. 87].

 В некоторых странах туризм  обеспечивает до четверти и  даже более всех поступлений  в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.

 Туризм оказывает огромное  влияние на многие ключевые  отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

 Туризм как социально-экономическое  явление современности сложен  и многогранен. Для потребителей  туристских услуг он является  путешествием (поездкой, походом), совершаемым  в рекреационных, деловых, образовательных  и других целях. Для представителей туристской индустрии — это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.

 Итак, влияние туризма на  экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

 Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

 Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

 Большое значение имеет и  тот факт, что туризм обеспечивает  немалые поступления в государственный  и местные бюджеты через налоги  от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

 Туристский рынок - это система  мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.

 Другими словами, туристский  рынок - это сфера проявления экономических  отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли продажи туристского продукта.

 Рынок выполняет многочисленные  функции: информационную, посредническую, регулирующую, пенообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

1) реализация стоимости и потребительской  стоимости, заключенных в туристском  продукте;

2) организация процесса доведения  туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных  стимулов к труду.

 В процессе выполнения туристским  рынком первой функции происходит  движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги туристский продукт.

 Завершение этого обмена  означает законченность акта  товарно-денежных отношений, реализацию  стоимости, заключенной в туристском  продукте, и общественное признание  его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

 Функция организации процесса  доведения туристского продукта  до потребителя осуществляется  через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

 Функция экономического обеспечения  материальных стимулов к труду  заключается в том, что в процессе  обмена “деньги - туристский продукт”  на туристском рынке распределение  как необходимая фаза воспроизводства  предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта.

 Туристский рынок характеризуется  наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов. Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

 Механизм функционирования  туристского рынка это система  действий экономических рычагов  для сбалансирования спроса и  предложения на туристский продукт, на обмен “деньги - туристский продукт”, на денежные потоки и потоки туристского продукта.

 

 

1.2 Влияние туризма на экономику  Казахстана

 

 

В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

 

увеличивает местный доход;

 

создает новые рабочие места;

 

развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;

 

развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;

 

активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;

 

обеспечивает рост уровня жизни местного населения;

 

увеличивает валютные поступления.

 

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, представленный свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

Экономическое влияние туризма на экономику страны проявляется через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

 

 

1.3 Теоретические аспекты туристской  деятельности в Республики Казахстан

 

Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Развитие туристической индустрии в Республике Казахстан является следствием повышения уровня благосостояния населения. Доступность туристических услуг, их качество и разнообразие являются преимущественным фактором в выборе формы отдыха.

Привлекательность туристического бизнеса для предпринимателей обусловлена следующими причинами:

 

- небольшие стартовые инвестиции;

 

- растущий спрос на туристические  услуги;

 

- высокий уровень рентабельности;

 

- минимальный срок окупаемости  затрат.

 

В настоящее время в Казахстане развита сеть туристских компаний, услугами которых мы пользуемся, желая провести свой отдых комфортно и безопасно.

Информация о работе Роль туризма в экономическом развитии Республики Казахстан